вписать адрес сайта
Телефон приемной:
(8-0152) 61-11-81
Версия для
слабовидящих
» » К вопросу определения момента возникновения препятствия или опасности для движения водителя
23
августа
2021

К вопросу определения момента возникновения препятствия или опасности для движения водителя

Дятчик
Дятчик
Дмитрий Юрьевич
адвокат ЮК Октябрьского р-на г. Гродно 230025, г. Гродно, ул. Советская, 15 +375297815488

К вопросу определения момента возникновения препятствия или опасности для движения водителя

Основным вопросом, подлежащим исследованию по делам о дорожно-транспортных происшествиях (далее – ДТП), является вопрос о наличии причинной связи между допущенным нарушением правил и наступлением указанных в законе последствий.

Сложившаяся практика показывает, что во многих случаях вопрос о причинно-следственной связи между допущенным нарушением и наступившими последствиями решается путем назначения и проведения судебных автотехнических экспертиз, позволяющих установить техническую сторону причинной связи, основанную на возможности предотвращения ДТП.

Техническая возможность предотвращения ДТП исследуются на основании исходных данных, установленных и заданных эксперту органом уголовного преследования. Обязательным исходным данным при проведении указанных технических расчетов выступает момент возникновения опасности или препятствия для движения водителя.

Зачастую на практике возникают некоторые сложности с определением момента возникновения опасности (препятствия) для движения, что, на мой взгляд, обусловлено, несколько не конкретизированным определением понятия опасность для движения, а также специфичностью каждой конкретной дорожной обстановки, подлежащей оценке.

Так, согласно подпункта 2.37 пункта 2 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 №551 (далее - ПДД) опасность для движения - изменение условий дорожного движения или технического состояния транспортного средства, угрожающее безопасности участников дорожного движения, вынуждающее водителя снизить скорость движения или остановиться.

В силу п.п.2.52 п.2 ПДД препятствие для дорожного движения - объект, который находится на пути участника дорожного движения и вынуждает его снизить скорость движения, совершить объезд или остановиться.

Опасностью и препятствием для движения водителя, таким образом, являются изменения дорожной обстановки, которые вынуждают его (водителя) снизить скорость движения или остановиться. Отграничения опасности для движения от препятствия для движения заключается в том, что препятствием признаются объекты (транспортные средства, пешеходы, иные объекты), находящиеся на пути участника движения, в то время, как опасностью является изменения условий дорожной обстановки или условий движения вне пути участника дорожного движения.

При этом, путь движения водителя следует оценивать не только относительно прямолинейного движения в пределах полосы проезжей части, но и планируемого выполнения маневра либо поворота.

Так, на основании п.111 ПДД, при повороте налево или развороте водитель транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге прямо или направо, и попутному трамваю.

Препятствием для движения в намеченном направлении и выполнению поворота налево для водителя, приступившего к повороту, следовательно, будут являться транспортные средства, движущиеся по равнозначной дороге прямо или направо, поскольку при выполнении поворота налево данные транспортные средства будут находиться на пути следования водителя, выполняющего проезд перекрестка в намеченном направлении. 

Алгоритм определения препятствия для движения, таким образом, весьма прост – установление на избранном пути следования участника дорожного движения объектов, препятствующих дальнейшему движению в прежних условиях.

На практике зачастую возникают сложности с правильностью определения опасности для движения водителя. Связано указанное с несколько не конкретизированной формулировкой определению понятия «опасность для движения». С учетом законодательного закрепления понятия и на основании сложившейся практики, под опасностью для движения следует понимать такое изменение дорожной обстановки для водителя, которое на основании закрепленных норм, действующих ПДД, обязывают его (водителя) принять меры к снижению скорости или остановке. Важно подчеркнуть, что именно не любое изменение дорожных условий, а только то которое содержит прямое предписание в конкретных условиях снижать скорость движения или остановиться водителю, следует трактовать как опасность для движения.

Так, согласно п.117 ПДД если перед пешеходным переходом остановилось (стоит) или замедлило движение транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся по соседним полосам движения в попутном направлении, должны снизить скорость движения и при наличии пешеходов уступить им дорогу.

Опасностью для движения, таким образом, для водителя в случае приближения (при наличии двух и более полос движения) к пешеходному переходу будет являться остановка или замедленнее движения транспортного средство в соседней полосе движения в попутном направлении.

Согласно п.122 ПДД, приближаясь к стоящему транспортному средству с включенной аварийной световой сигнализацией и имеющему опознавательный знак "Перевозка детей", водитель должен снизить скорость движения, при необходимости остановиться и уступить дорогу пешеходам.

Опасностью для водителя в случае приближения к стоящему транспортному средству с включенной аварийной световой сигнализацией и имеющему опознавательный знак "Перевозка детей", в силу п.122 ПДД, соответственно, будет указанное транспортное средство (имеющее опознавательный знак

"Перевозка детей" с включенной аварийной сигнализацией).

Таким образом, в отличии от препятствия для движения, опасность для движения возникает для водителя на основании закрепленных в ПДД требований о снижении скорости движения или остановки транспортного средства.

Действующее законодательство возлагает обязанность на водителей не создавать препятствий и опасности для движения (п.7.2 ПДД), а равно, в случае создания таковых иными участниками дорожного движения, возлагает обязанность принять соответствующие меры реагирования.

Согласно п.п.87.2 п.87 ПДД, при возникновении препятствия или опасности для движения, которые водитель в состоянии обнаружить, он обязан немедленно принять меры к снижению скорости движения, вплоть до остановки транспортного средства.

Важно заметить, что меры реагирования к снижению скорости или остановке транспортного средства, должны быть приняты, в силу п.87.2 ПДД, в тот момент, когда водитель в состоянии обнаружить препятствие или опасность для движения. В этой связи, при расследовании уголовных дел данной категории подлежит установлению не только момент фактического возникновения для водителя препятствия или опасности для движения, но и момент, когда водитель с учетом видимости и обзорности дороги с учетом ее (дороги) геометрических параметров, уклона проезжей части имел возможность обнаружить препятствие или опасность для движения. Оцениваться действия водителя на предмет соответствия ПДД, должны в части наличия технической возможности избежать столкновения с препятствием или наезда на него путем снижения скорости или остановки транспортного средства с момента возможного обнаружения соответствующего препятствия. Вопрос о технической возможности избежать столкновения с заданного момента возникновения опасности (препятствия) для движения относится к исключительной компетенции эксперта.

Стоит также отметить, что в некоторых условиях, водитель должен предпринять меры к снижению скорости, либо избранию безопасной скорости движения еще до возникновения (обнаружения) опасности или препятствия для движения.

Например, в соответствии с п.116 ПДД, при подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу водитель должен двигаться со скоростью, которая позволит при необходимости уступить дорогу пешеходам.

Следовательно, в дорожной ситуации, когда водитель транспортного средства, подъезжает к нерегулируемому пешеходному переходу, момент обнаружения им (водителем) пешехода не имеет значения для оценки действий водителя. В предмет доказывания по делу будет входить установление видимости с места водителя пешеходного перехода (дорожного знака «Пешеходный переход» или горизонтальной дорожной разметки), а также оценка скорости движения транспортного средства, на предмет безопасности (то есть позволяющей при необходимости остановить транспортное средство).

Подводя итог всему вышесказанному, следует сделать вывод, что вопрос о моменте возникновения опасности для движения в каждой дорожной ситуации должен решаться самостоятельно, с учетом особенностей дорожной обстановки, видимости и обзорности с места водителя, а также с учетом требований ПДД, регламентирующих поведение участников дорожного движения в тех или иных условиях. Достоверность определения момента возникновения опасности для движения транспортного средства является важнейшим исходным данным, необходимым для правильного решения вопроса о технической возможности у водителя предотвратить ДТП, и, соответственно, для оценки действий водителя в каждой конкретной дорожной ситуации.

Управляющий партнёр адвокатского бюро "Юдикан"     Дятчик Д.Ю.