Несколько слов о таможенном декларировании товаров и ответственности за неосуществление таковой
Ярослав Николаевич
адвокат Специализированной юридической консультации 230025, г. Гродно, ул. К. Маркса, 15, 2-й этаж +375297825274,+375293635431
В современном мире цифровых технологий границы между странами во многом условны и размыты. Однако в большей степени это касается общения, получения информации, оказания услуг.
Вместе с тем, каждое государство обладает своей территорией, обособленной от территории другого государства некой реальной, материальной границей. Что касается Республики Беларусь, то она соседствует с пятью странами, на границе с четырьмя из которых осуществляется пограничный и таможенный контроль. Как правило, именно через такие границы и происходит перемещение граждан и материальных ценностей.
Конечно, товары через Государственную границу Республики Беларусь перевозят не только физические лица. Перемещают грузы также и индивидуальные предприниматели, равно как и юридические лица. Таможенное законодательство и практика его применения весьма объемны. Поэтому в настоящей статье я предлагаю затронуть лишь отдельный аспект перемещения товаров, подлежащих таможенному декларированию, такой категорией лиц, как физические лица.
Сразу хочется оговориться, что ни нормы Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, ни положения таможенного законодательства ЕАЭС не дают четкого определения понятию недекларирование товаров.
Однако под недекларированием товаров принято понимать фактическое недекларирование товара, подлежащего таможенному оформлению или его части. То есть, таможенному органу не заявляется товар (или часть товара), подлежащий таможенному оформлению.
Согласно требованиям "Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (далее – Соглашение) товарами для личного пользования, за исключением транспортных средств, ввозимыми на таможенную территорию таможенного союза в сопровождаемом и несопровождаемом багаже, выступают такие товары, таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 1500 евро, и общий вес которых не превышает 50 килограммов.
Однако с недавнего времени в Республике Беларусь из этого правила появилось исключение. Дело в том, что Указом Президента Республики Беларусь от 11.02.2016 г. № 40 (начало действия – 14.04.2016 г.) в Указ Президента Республики Беларусь от 21.07.2014 г. № 360 "О перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза в Республике Беларусь товаров для личного пользования" (далее – Указ) внесены дополнения, сутью которых явилось уменьшение указанных выше параметров, соответственно, до 300 евро и 20 килограммов в случае пересечения государственной границы чаще одного раза в три календарных месяца.
Как правило, перемещение товаров через границу государства происходит с использованием так называемых "зеленых" и "красных" каналов в зависимости от необходимости декларирования перевозимых вещей. Если быть точнее, то в соответствии с частью 1 статьи 6 Соглашения "зеленый" коридор является специально обозначенным в местах прибытия или убытия местом, предназначенным для перемещения физическими лицами через таможенную границу в сопровождаемом багаже товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию, при одновременном отсутствии у таких лиц несопровождаемого багажа. Таким образом, именно через "зеленый" коридор проезжают те граждане, которым нéчего декларировать, т.к. они не провозят через границу обязательные для декларирования товары и не превышают допустимые нормы, обозначенные в Соглашении или Указе.
Однако нередко случается так, что в силу определенных причин товары для личного пользования оказываются вовсе не для использования их гражданином для собственных потребностей, а, возможно, и стоимость покупки или (и) ее вес превосходят дозволенные параметры.
А ведь после пересечения гражданином линии выезда из "зеленого" коридора изменить цвет коридора на "красный" уже нельзя, и сотрудниками таможни должен быть произведен контроль перемещаемых товаров с учетом выбранного лицом направления движения.
И уже при выявлении должностным лицом таможенного органа описанных ранее нарушений становится очевидным, что согласно п.п. 2, 3 статьи 8 Соглашения товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в том числе временно ввозимые, стоимость и (или) количестве которых превышает нормы перемещения таких товаров с освобождением от уплаты таможенных платежей, подлежали таможенному декларированию в письменной форме.
Впоследствии, с учетом обнаруженных обстоятельств, сотрудник таможни не может не сделать вывод о том, что данный товар перемещается не для личного пользования и в соответствии со статьями 150, 173, 174, 179, 202 Таможенного кодекса таможенного союза (далее – ТК ТС) может быть допущен к использованию на таможенной территории ЕАЭС после помещения его под одну из установленных таможенных процедур посредством декларирования.
Ведь в соответствии с требованиями ст. 188 ТК ТС в подобном случае гражданин обязан был произвести таможенное декларирование перемещаемых товаров и предъявить декларируемые товары, уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату, соблюсти требования и условия, использования товаров в соответствующей таможенной процедуре.
Не стоит забывать и тот факт, что в соответствии со статьей 189 ТК ТС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 ТК ТС.
Таким образом схематически и выглядит совершение гражданином правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.5 Кодекса Республики Беларуси об административных правонарушениях (далее – КоАП РБ). К слову, санкция этой статьи предусматривает для физических лиц взыскание в виде наложения штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин с конфискацией незадекларированных товаров, подлежащих таможенному декларированию, независимо от того, в чьей собственности они находятся, или без конфискации.
Общеизвестным является также и тот факт, что уплата штрафа или исполнение иного административного взыскания не освобождает от обязанности исполнить требование законодательства об оплате таможенных платежей.
Таким образом очевидно, что санкция ч. 1 ст. 14.5 КоАП РБ содержит лишь одно основное и одно дополнительное взыскание. Тем не менее как КоАП РБ, так и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП РБ) содержат немало норм, позволяющих суду при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления остановиться на "выборе" лишь основного взыскания. Такими нормами, "способными" повлиять на решение суда могут выступить следующие:
Статья. 2.10. ПИКоАП РБ, из которой следует, что суд обязан принять все предусмотренные законом меры по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств административного правонарушения, устанавливая как уличающие, так и оправдывающие, как смягчающие, так и отягчающие ответственность обстоятельства, а также другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, защиты прав и законных интересов лиц, участвующих в административном процессе.
Из содержания ст. 4.2. КоАП РБ вытекает, что административная ответственность должна быть справедливой и гуманной, то есть административное взыскание должно назначаться с учетом характера и вредных последствий совершенного административного правонарушения, обстоятельств его совершения, личности физического лица, совершившего административное правонарушение. Физическому лицу, совершившему административное правонарушение, должно быть назначено административное взыскание, необходимое и достаточное для его воспитания.
Исходя из того, что по ст. 6.1. КоАП РБ административное взыскание, налагаемое на физическое лицо, применяется в целях воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений, допускается возможность того, что такая цель может бы быть достигнута путем наложения административного взыскания, не связанного с конфискацией товаров, подлежащих таможенному декларированию.
Как следует из содержания ст. 7.1. КоАП РБ, при наложении административного взыскания на физическое лицо учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения и личность физического лица, совершившего административное правонарушение, степень его вины, характер и размер причиненного им вреда, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.
Таким образом, предполагая альтернативу в выборе вида административного взыскания, законодатель рассчитывал на применение наиболее сурового из них (то есть с конфискацией незадекларированных товаров) к лицам, умышленно совершившим административное правонарушение, давая возможность исправиться гражданам, добросовестно заблуждавшимся относительно количества и (или) стоимости перевозимого товара.
В любом случае, обращение за юридической помощью к адвокату не будет лишней, особенно, если речь идет о действительно стóящих или представляющих для гражданина особую ценность вещах.