Статья 26 Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 334-З "Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь" предусматривает, что: "адвокаты также вправе в порядке, предусмотренном законодательством, выступать примирителями в примирительной процедуре, медиаторами в медиации или третейскими судьями при рассмотрении дел третейскими судами".
В начале 2011 года Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь, совместно с хозяйственными судами областей и города Минска, Белорусским республиканским Союзом юристов, Центром разрешения конфликтов Белорусского республиканского Союза юристов была разработана концепция правового эксперимента (пилотного проекта) развития внесудебной медиации как средства урегулирования правовых и иных конфликтов и запущен пилотный проект. Адвокаты Гродненской областной коллегии адвокатов приняли участие в пилотном проекте Высшего хозяйственного суда: введении в хозяйственных судах процедуры примирения с участием внесудебных примирителей (медиаторов). На стадии пилотного проекта ряд адвокатов сдали в Высшем хозяйственном суде экзамен для лиц, рекомендуемых хозяйственным судам в качестве внесудебных медиаторов, прошедших стажировку с участием Центра разрешения конфликтов общественного объединения «Белорусский республиканский Союз юристов». На основании результатов экзамена постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.05.2011 №10 были назначены медиаторами адвокаты Специализированной юридической консультации «ЮрЭксперт» Гродненской областной коллегии адвокатов: Вадим Валерьевич Черепица, Дмитрий Михайлович Калач, Сергей Георгиевич Ярошевич.
25 мая 2012 года в хозяйственном суде Гродненской области прошел круглый стол с участием судей, специалистов суда, судебных исполнителей, внесудебных примирителей. Темой круглого стола было выбрано обсуждение перспектив и проблемных вопросов, возникающих в процессе использования примирительной процедуры урегулирования споров с участием внесудебных медиаторов.
В хозяйственном суде Гродненской области с участием внесудебных примирителей проведено около 70 процедур примирения. По абсолютному большинству дел сторонами достигнуто мировое соглашение, а значит, сохранены деловые связи, сэкономлены время и денежные средства. Привлекались медиаторы в основном к рассмотрению дел, связанных с расчетными спорами, однако, как показала практика, эффективным является их участие и в урегулировании более сложных категорий дел.
В своем выступлении на круглом столе адвокат специализированной юридической консультации г. Гродно «ЮрЭксперт» Гродненской областной коллегии адвокатов, внесудебный медиатор Черепица Вадим Валерьевич отметил следующее: «Сейчас с уверенностью можно говорить о том, что пилотный проект развития внесудебной медиации удачно стартовал. Изучаются положительные и отрицательные стороны, отшлифовываются некоторые моменты, нарабатывается опыт, который будет использован после принятия Закона о медиации. Кроме того, стороны уже рассчитывают на примирительные процедуры, участвуют в них и нацелены получать положительные результаты. Мы (внесудебные медиаторы) тоже заинтересованы в развитии альтернативных способов разрешения споров и с нетерпением ждем принятия Закона о медиации».
Во всем мире медиация рассматривается как важная часть зрелого гражданского общества, способствующая облегчению доступа граждан к правосудию и возможности внесудебного разрешения конфликтов. В настоящее время в Беларуси медиация активно развивается, несмотря на то, что, как и в странах постсоветского пространства, в республике распространение этого альтернативного способа разрешения конфликта находится в процессе становления.
В Беларуси проект закона о медиации был рассмотрен 29 июня 2012 года Национальным собранием и принят в первом чтении. Участие адвокатов в качестве примирителей в примирительной процедуре, медиаторов в медиации и участие адвокатов в качестве представителей сторон в данных процессах – объективная необходимость совершенствования адвокатской деятельности в Беларуси. Адвокат, как юрист, имеющий универсальную специализацию и богатейший опыт работы по оказанию правовой помощи не только в хозяйственных, но и в судах общей юрисдикции, в органах уголовного расследования лучше других может оценить перспективу разрешения существующего конфликта и помочь найти альтернативный выход из сложившейся ситуации.
В настоящее время Общественное объединение «Белорусский республиканский союз юристов» при участии Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь начинает подготовку медиаторов по программам, утвержденным решением Исполкома общественного объединения «Белорусский республиканский союз юристов» от 08.11.2012. Прохождение обучения по данным программам «Базовый курс медиации» и «Углубленный курс медиации» позволит слушателям приобрести необходимые теоретические и практические знания для дальнейшей работы медиаторами.
С 26 января 2012 года вступил в силу Закон Республики Беларусь «О третейских судах» . Третейским судом является организация, создаваемая для разрешения споров, не входящая в судебную систему Республики Беларусь. Возможность сторонам самим определять состав суда для рассмотрения дела (создание так называемого «полюбовного суда») была закреплена еще Статутом Великого Княжества Литовского 1588 года.
Вопрос о выборе суда (государственного или третейского) для разрешения спора стороны, конечно, решают самостоятельно. Вместе с тем, третейское разбирательство может оказаться более предпочтительным, потому, что оно позволяет участникам спора: быстрее и с меньшими затратами разрешить возникший спор — третейский суд не связан процессуальными нормами, рассмотрение спора происходит в порядке, признанном судом необходимым с учетом мнения истца и ответчика (как правило, посредством выяснения позиций сторон). Кроме того, в третейском соглашении стороны вправе сами определить сроки разрешения спора, а также размер вознаграждения третейских судей с учетом цены иска, сложности спора, времени, затраченного третейскими судьями на разбирательство и т.п.; создать специализированный третейский суд — иначе говоря, стороны вправе самостоятельно выбрать себе судей, что повышает доверие к суду и постановленному им решению.
При этом в соглашении стороны могут определить количество судей, а также дополнительные требования к кандидатуре третейского судьи; сохранить конфиденциальность возникших разногласий — третейское разбирательство является закрытым, то есть, лица, не участвующие в процессе, могут присутствовать на заседании только с согласия сторон, что способствует сохранению коммерческой тайны; самостоятельно определить место и время разрешения спора. Для передачи спора на разрешение третейского суда стороны в письменной форме заключают соответствующее соглашение. Третейское соглашение может быть оформлено в виде самостоятельного соглашения сторон о передаче на разрешение соответствующего третейского суда всех или отдельных споров, или в виде третейской оговорки — отдельного положения, содержащегося в договоре. Решение третейского суда исполняется сторонами добровольно.
Не исполненное добровольно решение третейского суда, может быть приведено в исполнение принудительно на основании исполнительного документа, выданного судом по месту жительства (месту пребывания) или месту нахождения должника либо по месту нахождения имущества должника, если место жительства (место пребывания) или место нахождения должника неизвестны. Подача заявления о выдаче исполнительного документа в суд осуществляется с учетом общих правил о подведомственности, установленных соответственно гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством Республики Беларусь.
12 марта 2013 года в хозяйственном суде области было проведено совещание, посвященное перспективам развития третейского разбирательства в Гродненской области. Участие в разговоре на актуальную тему приняли председатель хозяйственного суда Гродненской области Валерий Костюкевич, председатели третейских судов, действующих на территории Гродненской области, судьи хозяйственного суда.
Сегодня в Беларуси создано 17 третейских судов, три из них действуют на территории Гродненской области, в практике всех судов чуть более десятка рассмотренных дел. На данном этапе возможности третейского разбирательства используют лишь при рассмотрении споров экономического характера, однако, не менее успешно они могут работать и в гражданско-правовой сфере, брачно-семейных отношениях и так далее. Участниками совещания были рассмотрены отдельные вопросы применения законодательства в сфере третейского разбирательства, в том числе вопрос налогообложения третейских судов. В ходе совещания были заслушаны отчеты председателей третейских судов о проделанной работе, озвучены предложения по совершенствованию дальнейшей работы.