вписать адрес сайта
Телефон приемной:
(8-0152) 73-80-69
Версия для
слабовидящих
» » Медиация как альтернативный способ разрешения земельных споров
31
мая
2019

Медиация как альтернативный способ разрешения земельных споров

Перожок
Перожок
Эдита Александровна
адвокат ЮК Вороновского р-на 231370, г.п. Вороново, ул. Советская, 66 +375 44 5728135

В соответствии с Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. главным направлением экологической политики Республики Беларусь выступает совершенствование законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды, в том числе системы экологических ограничений и регламентации режимов природопользования.                                                                                                        Земля является важнейшим компонентом природной среды. Ценность земли заключается в том, что она может выступать как средство производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственная материальная основа хозяйственной и иной деятельности, как определенная территория, как объект гражданского оборота и в других качествах. Вышеперечисленное предполагает концентрацию вокруг нее интересов различных субъектов и возникновение спорных отношений вследствие нарушения прав собственников земли, землевладельцев, землепользователей со стороны других лиц. И если сторона, считающая, что ее право нарушено, заявляет об этом, возникает спор.                  Актуальность рассмотрения вопросов, касающихся земельных споров, обусловлена их значимостью. Данная категория дел отличается трудоемкостью, индивидуальностью, а также необходимостью привлечения сторонних специалистов (архитектурных, землеустроительных, органов местного управления, назначения судебно-землеустроительных экспертиз и др.).

В ст. 92 Кодекса Республики Беларусь о земле закреплен перечень государственных органов, осуществляющихразрешение земельных споров, к которым относятся: областные, Минский городской, городские (городов районного, областного подчинения), районные, сельские, поселковые исполнительные комитеты в соответствии с их компетенцией и (или) суды. Полагаем, что данная норма нуждается в корректировке, так как в соответствии с действующим земельным законодательством, административный порядок разрешения земельных споров предполагает не только их разрешение исполнительными комитетами. Например, споры, возникающие в  процессе проведения аукционов, разрешаются комиссией по организации и проведению аукционов.                     Ряд земельных споров может быть разрешен только в судебном порядке. Земельное законодательство  относит к таковым следующие: споры, связанные с правом частной собственности на земельные участки; споры, связанные с наследованием земельных участков и др.                                                                                                                                  Традиционно существует судебный и внесудебный механизмы разрешения земельных споров. Внесудебный порядок включает в себя административный и альтернативный (внеадминистративный). Внеадминистративные (альтернативные) способы разрешения земельных споров могут быть представлены в различных формах: мировое соглашение, претензионное производство, переговоры сторон, закрепление полномочий или права, например, применительно к третейским судам или медиаторам. В некоторых странах созданы специализированные суды по разрешению земельных споров. Однако, полагаем, что создание в Республике Беларусь специализированных судов по разрешению земельных споров не является оправданным и приведет к огромным финансовым затратам, поскольку категория «земельные споры» занимают незначительную долю среди всех споров, рассматриваемых юрисдикционными органами, отличаются трудоемкостью и индивидуальностью при их рассмотрении.

Анализируя судебную практику в части разрешения земельных споров, стоит отметить, что основную часть земельных споров занимают споры в садоводческих товариществах, касающихся установлением (восстановлением) и закреплением границ земельного участка.  Согласно статистике, судом Гродненского района в 2014 г. с вынесением решения было рассмотрено 931 дело, из них земельных споров – 31. В 2015 г. всего с вынесением решения было рассмотрено 983 дела, из них земельных споров – 63; в 2016 г. всего с вынесением решения было рассмотрено 1031 дело, из них земельных споров – 49. В 2017 году – 1044 дела, из них земельных споров –52. Необходимо отметить, что около 30 % земельных споров заканчивается заключением мирового соглашения.

В подтверждение вышеизложенного стоит отметить, что Октябрьским судом г. Гродно за последние пять лет в период с 2014-2018 год рассмотрено более 40 земельных споров между различными субъектами земельных отношений. Судом Лидского района в период с 2016-2017 год всего было рассмотрено 11 земельных  споров.

Например, в суде Вороновского района Гродненской области за 2018 год был рассмотрен всего лишь один земельный спор, касающийся установления границ земельного участка, итогом разрешения которого стало заключение мирового соглашения между сторонами. Более того, за период 2018 года в суде Вороновского района процедура медиации не применялась ни по одной из категорий споров.                         

В последнее время в юриспруденции все больше акцентируется внимание на альтернативных механизмах разрешения споров, в том числе и земельных.

По нашему мнению, наиболее перспективным механизмом разрешения споров в исследуемой сфере является медиация, так как именно данный инструмент имеет все большее значение и эффективность действия в урегулировании конфликтов. Медиация как альтернативный способ разрешения земельных споров на современном этапе развития республики дает более широкие возможности для достижения обоюдно приемлемого результата, конфиденциальность, шансы сохранить деловые отношения с партнером, с которым возник земельный спор, экономию денежных средств.

Закон Республики Беларусь «О медиации» регулирует отношения, связанные с применением медиации в целях урегулирования споров, возникающих из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, а также споров, вытекающих из трудовых и семейных правоотношений, если иное не предусмотрено законодательными актами или не вытекает из существа соответствующих отношений. Как вытекает из нормы статьи, в ней не содержится указание на возможность применения института медиации при разрешении земельных споров. В главе 11 Кодекса Республики Беларусь о земле также не содержится указание на то, что некоторые категории земельных споров могут быть разрешены с помощью медиации.

Однако хоть в Законе Республики Беларусь «О медиации» четко и не регламентировано применение данного института к земельным спорам, можно сделать вывод о том, что данный институт дает более широкие возможности для достижения обоюдно приемлемого результата, конфиденциальность, шансы сохранить деловые отношения с партнером, с которым возник земельный спор, экономию денежных средств. По нашему мнению, не ко всем земельным спорам возможно применение медиации. Например, медиация не может быть применена к: 1) спорам, которые затрагивают интересы и права третьих лиц, не участвующих в медиации; 2) спорам, где одной из сторон является лицо, признанное в судебном порядке недееспособным; 3) спорам, в которых одной из сторон является государственный орган или должностное лицо.

На наш взгляд, медиация как альтернативный способ разрешения споров может быть применена при разрешении земельных споров, имеющих частноправовой характер. Считаем целесообразным  внесения дополнений в Закон Республики Беларусь «О медиации», путем расширения  перечня споров, за счет включения земельных споров, к которым может быть применена процедура медиации. По нашему мнению, это позволит эффективно и выгодно для обеих сторон решить споры не путем конфронтации, а на началах добровольного, равноправного и честного достижения согласия. Данный вывод находит подтверждение на практике. Так, в 2017 году из 38 дел вследствие медиации были прекращены 5 земельных споров.

            При анализе и изучении земельных споров, зачастую основанием их возникновения между сторонами являются исключительно неприязненные межличностные отношения (бывшие супруги, близкие родственники, соседи, и др.). В данном случае, применение медиации позволит разрешить земельный спор, сэкономить денежные средства, необходимые для оплаты судебных расходов, а также сохранить либо восстановить отношения между оппонентами. Таким образом, применение медиации при разрешении земельных споров подтверждает эффективность данной процедуры. В целях отсутствия противоречий и разногласий применения медиации при разрешении земельных споров, необходимо в ст. 2 Закона Республики Беларусь «О медиации», что земельные споры с частноправовым содержанием также подлежат разрешению посредством медиации, с указанием конкретного перечня категорий споров. Также дополнить аналогичным содержанием главу 11 Кодекса Республики Беларусь о земле.                                  

Хотелось бы отметить, что применение процедуры урегулирования земельных споров путем медиации в Республике Беларусь это, несомненно, перспективное направление развития национального законодательства. В широком правовом смысле процедура медиации способствует развитию в Республике Беларусь гражданского общества, члены которого, обладая высоким уровнем ответственности за свои действия, самостоятельно разрешают возникающие между ними разногласия, прибегая к помощи государственных институтов, обладающих властными полномочиями, только в крайних случаях. Медиация должна способствовать развитию альтернативного способа разрешения земельного спора, полагаем можно будет спустя годы по результатам обобщения юридической практики. В настоящее время созданы предпосылки использования земельной медиации, как с теоретической, так и прикладной точки зрения. Медиация – это не просто эксперимент на границе правового пространства, а может быть важнейший способ противостоять центробежным тенденциям, разъединяющим людей, которые сейчас набирают силу во всем мире. Необходима более широкая популяризация, а также дальнейшее научное и правовое осмысление исследуемого правового института.