вписать адрес сайта
Телефон приемной:
(8-0152) 61-11-81
Версия для
слабовидящих
» » » Инструкция о порядке выдачи, учета и хранения ордеров.
30
сентября
2021

Инструкция о порядке выдачи, учета и хранения ордеров.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

3 февраля 2012 г. N 37 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ, УЧЕТА И ХРАНЕНИЯ ОРДЕРОВ

(в ред. постановлений Минюста от 15.07.2016 N 138от 04.04.2017 N 60, от 20.10.2017 N 212, от 16.03.2018 N 64от 30.09.2021 N 184)

На основании абзаца девятого подпункта 6.21 пункта 6 и части первой пункта 11 Положения о Министерстве юстиции Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. N 1605, Министерство юстиции Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Инструкцию о порядке выдачи, учета и хранения ордеров (прилагается).

2. Признать утратившим силу постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 3 сентября 2009 г. N 63 "Об утверждении Инструкции о порядке выдачи, учета и хранения ордеров юридической консультации".

3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Министр О.Л.Слижевский                                                  

УТВЕРЖДЕНО

                                                       Постановление

                                                       Министерства юстиции

                                                       Республики Беларусь

                                                       03.02.2012 N 37

ИНСТРУКЦИЯ

О ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ, УЧЕТА И ХРАНЕНИЯ ОРДЕРОВ

(в ред. постановлений Минюста от 15.07.2016 N 138от 04.04.2017 N 60, от 20.10.2017 N 212, от 16.03.2018 N 64от 30.09.2021 N 184)

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 

1. Настоящая Инструкция определяет порядок выдачи ордеров по форме согласно приложению 1, их учета и хранения.

2. Ордером является документ, который адвокат должен иметь для выполнения отдельных поручений по оказанию юридической помощи.

3. Территориальные коллегии адвокатов изготавливают бланки ордеров типографским способом и обеспечивают ими юридические консультации.

ГЛАВА 2

ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ВЫДАЧИ ОРДЕРОВ АДВОКАТАМ 

4. Основаниями для выдачи ордера адвокату являются:

договор на оказание юридической помощи, заключенный между адвокатом и физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, а также государством (далее - клиент) или иным лицом, действующим в интересах клиента, обратившимся за оказанием юридической помощи (далее - договор);

оказание юридической помощи без заключения договора в случаях, предусмотренных статьей 28 Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. N 334-З "Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь".

5. Ордер адвокату выдается для выполнения следующих поручений:

5.1. на запрос сведений (документов) по совершенному нотариальному действию, обобщенной информации о принадлежащих конкретному лицу правах на объекты недвижимого имущества, иных документов в случаях, установленных законодательными актами;

5.2. по уголовным делам:

на изучение материалов дела;

на участие в качестве защитника (представителя потерпевшего, гражданского истца и ответчика, адвоката свидетеля в уголовном судопроизводстве) в стадии предварительного следствия;

на участие в качестве защитника (представителя потерпевшего, гражданского истца и ответчика, адвоката свидетеля в уголовном судопроизводстве) при рассмотрении уголовного дела судом;

на подачу апелляционной жалобы и участие в качестве защитника (представителя потерпевшего, гражданского истца и ответчика в уголовном судопроизводстве) при рассмотрении дел судами апелляционной инстанции;

на обжалование вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда в порядке надзора и участие в качестве защитника (представителя потерпевшего, гражданского истца и ответчика в уголовном судопроизводстве) при рассмотрении дел судами надзорной инстанции;

на свидание с подзащитным, задержанным, заключенным под стражу или осужденным, отбывающим наказание в исправительном учреждении;

на участие в исполнительном производстве;

(абзац введен постановлением Минюста от 20.10.2017 N 212)

5.3. по гражданским делам:

на изучение материалов дела;

на участие в рассмотрении гражданских дел в качестве представителя;

на осуществление представительства, обжалование судебных решений и участие в рассмотрении гражданских дел судами апелляционной инстанции;

на обжалование вступивших в законную силу судебных решений в порядке надзора и участие в рассмотрении гражданских дел судами надзорной инстанции;

на участие в качестве представителя в исполнительном производстве;

на участие в исполнительном производстве;

5.4. по делам об административных правонарушениях:

на изучение материалов дела;

на оказание юридической помощи лицу, в отношении которого ведется административный процесс;

на участие в производстве по делам об административном правонарушении в качестве защитника и представителя в органах при рассмотрении дел во внесудебном или досудебном порядке;

на участие в производстве по делам об административном правонарушении в качестве защитника и представителя при рассмотрении дел в судах;

на обжалование и участие в качестве защитника и представителя при рассмотрении жалоб;

на участие в исполнительном производстве.

5-1. При оказании юридической помощи, предусмотренной подпунктом 5.1абзацами вторым пятым подпункта 5.3абзацами вторым шестым подпункта 5.4 пункта 5 настоящей Инструкции, ордер выдается при отсутствии доверенности от клиента (иного лица, действующего в интересах клиента).

6. Ордерные книжки, оформленные в порядке, установленном пунктом 10 настоящей Инструкции, выдаются адвокатам заведующими юридическими консультациями или дежурными адвокатами. Учет выдаваемых адвокатам ордеров осуществляется в журнале учета выдачи ордеров (далее - журнал) по форме согласно приложению 2. Журнал должен быть пронумерован, прошит и скреплен печатью (штампом) юридической консультации.

7. Ордер после заполнения его реквизитов подписывается адвокатом, оказывающим юридическую помощь, который несет ответственность за правильность оформления и использования ордера. Ордер заверяется печатью (штампом) юридической консультации.

8. Адвокат не вправе использовать не полностью заполненный ордер. Неиспользованный ордер подлежит возврату в юридическую консультацию. 

ГЛАВА 3

ПОРЯДОК УЧЕТА И ВЫДАЧИ БЛАНКОВ ОРДЕРОВ

9. Заведующие юридическими консультациями получают бланки ордеров в советах территориальных коллегий адвокатов под роспись в книге регистрации выдачи бланков ордеров.

(в ред. постановления Минюста от 30.09.2021 N 184)

(см. текст в предыдущей редакции)

Учет выданных бланков ордеров осуществляется работником совета территориальной коллегии адвокатов, ответственным за хранение и выдачу бланков ордеров.

10. Полученные бланки ордеров в юридических консультациях брошюруются в ордерные книжки, прошиваются, а концы прошивочных нитей заклеиваются бумагой, и на ней указываются номера ордеров в ордерной книжке, после чего скрепляются подписью заведующего юридической консультацией и печатью (штампом) юридической консультации.

11. Чистые бланки ордеров последовательно нумеруются сквозной нумерацией арабскими цифрами, начиная с цифры "1". Ордер и корешок ордера должны иметь одинаковые номера и другие реквизиты.

12. Нумерация ордеров в ордерных книжках, используемых в юридических консультациях в течение года, должна быть последовательной и ежегодно начинаться с первого номера. 

ГЛАВА 4

ОСОБЕННОСТИ ВЫДАЧИ ОРДЕРОВ НА ИСТРЕБОВАНИЕ АДВОКАТАМИ СВЕДЕНИЙ (ДОКУМЕНТОВ) ПО СОВЕРШЕННОМУ НОТАРИАЛЬНОМУ ДЕЙСТВИЮ

13. Адвокат, выступая в качестве представителя или защитника, в связи с необходимостью составления документов правового характера при подготовке к судебному разбирательству при предъявлении удостоверения адвоката и доверенности, оформленной в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, или ордера имеет право в соответствии с подпунктом 3.10 пункта 3 статьи 9 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2004 г. N 305-З "О нотариате и нотариальной деятельности" запрашивать сведения (документы) по совершенному нотариальному действию.

14. Запрос об истребовании сведений (документов) по совершенному нотариальному действию подписывается заведующим юридической консультацией.

В тексте запроса адвоката должно быть указано:

что сведения (документы) истребуются в связи с необходимостью составления документов правового характера при подготовке к судебному разбирательству или оказания иной юридической помощи;

в отношении какого лица (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), наименование юридического лица) истребуются сведения (документы) по совершенному нотариальному действию. Данное лицо должно быть указано в предъявленном ордере;

какие сведения (документы) истребуются, вся известная информация об истребуемых сведениях (документах) (вид нотариального действия, дата его совершения, наименование имущества, являвшегося предметом нотариального действия и т.п.);

вид, в котором должны быть представлены истребуемые сведения (копии документов, информация о совершенном действии, выписка из реестра для регистрации нотариальных действий и т.п.);

иная информация.

Запрос должен быть зарегистрирован в журнале исходящей корреспонденции.

15. При выдаче ордера и подписании запроса об истребовании сведений (документов) по совершенному нотариальному действию заведующий юридической консультацией проверяет обоснованность истребования сведений (документов) в отношении конкретного физического или юридического лица.

16. Копия запроса адвоката и полученные на основании его сведения (документы) по совершенному нотариальному действию в копиях (при их наличии) приобщаются к материалам производства адвоката по конкретному делу и хранятся в нем в течение всего времени оказания юридической помощи, а после сдачи в архив юридической консультации - в пределах сроков, установленных законодательством.

17. Истребованные адвокатом сведения (документы) по совершенному нотариальному действию являются предметом нотариальной тайны и адвокатской тайны. Доступ к указанным сведениям могут иметь только адвокат и заведующий юридической консультацией.

18. Заведующий юридической консультацией обеспечивает контроль выдачи, учета ордеров, сдачи корешков ордеров на запрос сведений (документов) по совершенному нотариальному действию, конфиденциальность сведений (документов) по совершенному нотариальному действию, полученных адвокатом в ходе оказания юридической помощи, сохранность производств адвоката, исключив к ним доступ посторонних лиц, осуществление консультирования адвокатами клиентов (иных лиц, действующих в интересах клиентов) при условии отсутствия посторонних лиц.

ГЛАВА 5

ПОРЯДОК ХРАНЕНИЯ ОРДЕРОВ

19. Ордерные книжки в юридических консультациях должны храниться в условиях, исключающих их бесконтрольное использование или хищение.

Испорченные, неправильно заполненные бланки ордеров, а также неиспользованные (возвращенные) ордера не уничтожаются, а перечеркиваются и хранятся вместе с корешками ордеров.

20. Корешки ордеров, неиспользованные и испорченные ордера, журналы учета выдачи ордеров хранятся в юридических консультациях в пределах сроков, установленных в соответствии с законодательством, после чего могут быть уничтожены.

21. Заведующий юридической консультацией осуществляют контроль за организацией выдачи, хранения и учета бланков ордеров, а также не реже одного раза в месяц проверяют правильность оформления и использования адвокатами ордеров.

ГЛАВА 6

ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ОРДЕРА

22. При оформлении ордера необходимо указывать:

в графе "территориальная коллегия адвокатов" - полное наименование территориальной коллегии адвокатов. Наименование и адрес юридической консультации указываются путем проставления штампа юридической консультации при выдаче адвокатам ордерных книжек в соответствии с пунктом 6 настоящей Инструкции;

в графе "ордер N" - номер и дату ордера. Допускается цифровой и словесно-цифровой способы оформления даты;

в графе "договор N" - номер и дату заключения договора на оказание юридической помощи (оформления регистрационной карточки при оказании юридической помощи по назначению через территориальную коллегию адвокатов по требованию органа, ведущего уголовный процесс, юридической помощи за счет средств территориальных коллегий адвокатов, республиканского и (или) местного бюджетов). Допускается цифровой и словесно-цифровой способы оформления даты;

в графе "Адвокату" - фамилию, собственное имя и отчество (если таковое имеется) адвоката в дательном падеже;

в графе "поручается" - вид юридической помощи (оказание юридической помощи в порядке уголовного, гражданского судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях, стадия рассмотрения дела, представление интересов клиентов (иных лиц, действующих в интересах клиентов) в судах, в том числе на стадии исполнения судебных постановлений, а также в государственных органах, иных организациях, в том числе в их органах управления, и перед физическими лицами и др.); место и дату оказания юридической помощи;

в графе "гражданин (организация)" - фамилию, инициалы физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, наименование юридического лица, обратившегося за оказанием юридической помощи.

Аналогичным образом оформляется корешок ордера.

23. Бланки ордеров и корешков к ним заполняются только чернильной или шариковой ручкой красителем фиолетового, синего или черного цвета. Помарки, подчистки и неоговоренные исправления в них не допускаются.