Основная цель Союзного государства – формирование единой правовой системы демократического государства
Ежегодно 2 апреля отмечается День единения российского и белорусского народов. Именно в этот день в 1996 году Президенты двух государств подписали Договор об образовании Сообщества Белоруссии и России, который положил начало процессу интеграции, который выражается в том, что граждане России и Беларуси имеют равные права, совместно проводят оборонную политику, согласуют взаимодействие на внешнеполитической арене, совместно реализуют крупные экономические, научные и социальные проекты.
Конституция Республики Беларусь и Конституция Российской Федерации провозглашают, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Учитывая исторически сложившиеся экономические и социальные связи между Беларусью и Россией, стремясь к более полной реализации прав и свобод своих граждан, государства поставили перед собой задачу обеспечения равенства граждан, провозгласив в качестве одной из основных целей Союзного государства – формирование единой правовой системы демократического государства.
Правовое положение граждан Российской Федерации в Республике Беларусь регламентировано рядом нормативно-правовых актов, в частности, Договором о создании Союзного государства, Законом Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства» и др.
В соответствии со ст. 14 Договора о создании Союзного государства гласит, что граждане Республики Беларусь и Российской Федерации пользуются равными права на территориях друг друга, если иное не предусмотрено национальными законодательными актами или договорами между ними.
Договором о создании Союзного государства предусмотрено формирование единого правового пространства в различных сферах общественной жизни, в том числе посредством унификации гражданского и налогового законодательства, законодательства, регулирующего хозяйственную (экономическую) деятельность, трудового законодательства, законодательства в области социальной защиты населения, пенсионного обеспечения.
Право свободного перемещения, которое заключается в том, что граждане Республики Беларусь и Российской Федерации независимо от места пребывания (проживания) имеют право свободно въезжать, выезжать, пребывать, следовать транзитом, передвигаться и выбирать место жительства на территории каждой из этих стран, за исключением мест, для посещения которых в соответствии с национальным законодательством требуется специальное разрешение, по действительным документам без миграционной карты. Гражданам Беларуси и России разрешено находиться во второй стране Союзного государства без регистрации 90 суток. Если же гражданин одной страны намерен находиться на территории второй свыше 90 суток, ему необходимо получить разрешение на временное или постоянное проживание
Право выбора места жительства. Факт принадлежности лица к гражданству Беларуси или России является основанием для получения разрешения на постоянное жительство (подачи заявления о выдаче вида на жительство) без учета срока временного пребывания и получения разрешения на временное проживание на территории обеих стран.
Право на обучение, которое регламентирует право граждан Республики Беларусь поступать в российские ВУЗы на все формы обучения. Граждане Российской Федерации, сдавшие вступительные экзамены, имеют право участвовать в конкурсе на получение образование на бюджетной основе либо получить образование на платной основе.
Стоит отметить, что вопросы получения высшего образования регламентированы Указом Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 года «О правилах приема лиц для получения высшего образования I ступени и среднего специального образования». В Российской Федерации вопросы получения образования иностранными гражданами регламентированы ст. 78 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
У абитуриентов-россиян есть два способа поступления в белорусские учреждения высшего образования. Первый – наравне с гражданами Республики Беларусь на конкурсной основе на любую из форм обучения, путем сдачи ЦТ, второй – по результатам собеседования, в том случае, если российские абитуриенты не смогли пройти процедуру ЦТ. Для поступления и обучения необязательно знание белорусского языка, поскольку русский язык наравне с белорусским, является государственным. Для поступивших россиян на бюджетное отделение предусматривается место в общежитии, а также выплата стипендии. Несмотря на существующую систему обязательного распределения выпускников, обучающихся на бюджетном отделении, на выпускников-россиян это правило не распространяется, они получают свободный диплом, который признается на территории всего Союзного государства (в соответствии с Соглашением о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях от 27.02.1996 года).
У абитуриентов-белорусов есть несколько вариантов поступления путем сдачи ЦТ, ЕГЭ или внутренний экзамен, а также по квоте Россотрудничества, которые бесплатно выделяет российское правительство для иностранных абитуриентов. Кроме учебы квота предполагает стандартную стипендию и место в общежитии. В 2023 году для белорусов выделено 1100 мест на бесплатную учебу в России. Набор начинается в сентябре за год до поступления и заканчивается в феврале-марте.
Право на имущество, которое обеспечивает россиянам на территории Беларуси и белорусам на территории России: приобретать, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом на своих территориях наравне с гражданами своих государств.
Гражданин Российской Федерации наравне с гражданами Республики Беларусь вправе иметь в собственности имущество, наследовать или завещать его, пользоваться иными имущественными и личными неимущественными правами (ст. 12 Закона Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь»).
Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, пользуются правами и исполняют обязанности в области жилищных отношений наравне с гражданами Республики Беларусь.
Таким образом, иностранные граждане могут участвовать в жилищных правоотношениях в Республике Беларусь, то есть приобретать в собственность жилые помещения.
При приобретении жилого дома с земельным участком, гражданам Российской Федерации и другим иностранным гражданам следует иметь ввиду, что в частную собственность земельные участки иностранные граждане приобрести не могут.
В соответствии с ч. 3 ст. 12 КоЗ Республики Беларусь, земельные участки могут находиться в частной собственности граждан Республики Беларусь, негосударственных юридических лиц Республики Беларусь, собственности иностранных государств, международных организаций.
Земельные участки могут находиться в частной собственности иностранных граждан, лиц без гражданства, являющихся родственниками наследодателя, в случае получения ими по наследству земельных участков, предоставленных наследодателю в частную собственность, если иное не установлено законодательными актами (ч. 4 ст. 12 КоЗ Республики Беларусь).
Законодательными актами могут устанавливаться иные случаи предоставления земельных участков.
Земельные участки могут предоставляться в аренду гражданам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам Республики Беларусь, иностранным юридическим лицам и их представительствам, иностранным государствам, дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, международным организациям и их представительствам в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства об охране и использовании земель (ч. 1 ст. 17 КоЗ Республики Беларусь).
То есть, ч.1 ст. 17 КоЗ Республики Беларусь, позволяет предоставление земельных участок в аренду гражданам, независимо от гражданства.
Таким образом, при переходе права на капитальное строение к приобретателю переходит право на земельный участок, на котором расположен объект недвижимости. При этом иностранному гражданину земельный участок может предоставляться на праве аренды, за исключением наследования земельного участка. Иностранный гражданин не может приобрести каритальное строение в собственность, если земельный участок принадлежит собственнику капитального строения на праве собственности. В таком случае собственник капитального строения должен первоначально отказаться от земельного участка в пользу государства и получить земельный участок на праве аренды.
Право в области социального обеспечения, регламентирующее абсолютное равенство в пенсионных правах граждан двух стран. Существует два принципа в области социального обеспечения. По принципу гражданства (не важно, в какой стране гражданин работал, гражданин выбирает назначение пенсии по законодательству государства, гражданином которого он является). Пропорциональный принцип предполагает начисление двух пенсий — за стаж работы на территории каждого из государств.
В вопросах трудоустройства к гражданам Российской Федерации установлены те же требования, что и к гражданам Республики Беларусь, в соответствии с трудовым законодательством Республики Беларусь. Однако заключённый трудовой договор с гражданином Российской Федерации подлежит государственной регистрации в отделе по гражданству и миграции не позднее 30 дней, с даты его подписания. Также необходимо помнить, что работать в Республике Беларусь дольше 90 дней без разрешения на временное проживание иностранцам запрещено (необходимо разрешение на временное пребывание или проживание). Данные положения регламентированы ч. 2 ст. 19 Трудового кодекса Республики Беларусь и абз. 2 и 3 ч. 2 ст. 32 Закона Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции». (абз. 6 ч. 2 ст. 36 Закона).
Право на охрану здоровья. В вопросах, связанных с лечением и отдыхом, следует знать, что между Беларусью и Россией заключено несколько международных договоров, среди которых – Межправительственное Соглашение о порядке оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации (далее – Соглашение).
В соответствии с нормами вышеуказанного Соглашения, если гражданин Российской Федерации постоянно проживает в Беларуси, то он имеет право на бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения, это относится также и к россиянам, временно проживающим, но работающим по трудовому договору.
Кроме этого, вопросы, связанные с лечением иностранных граждан и лиц без гражданства регламентированы и другими нормативно-правовыми актами.
В зависимости от состояния здоровья, медицинских показаний и противопоказаний, иностранным гражданам может быть оказана скорая (экстренная и неотложная) медицинская помощь, а также плановая медицинская помощь.
Статья 5 Соглашения о взаимном предоставлении гражданам Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации равных прав в получении скорой и неотложной медицинской помощи предусматривает, что при внезапных острых состояниях и заболевания, угрожающих жизни пациента или здоровью окружающих, несчастных случаях, отравлениях, травмах, родах и неотложных состояниях в период беременности, скорая медицинская помощь будет оказываться бесплатно и в полном объеме. А вот с момента, когда угроза будет устранена, оказание плановой медицинской помощи осуществляется платно.
Стоит отметить, что граждане Беларуси, временно пребывающие и работающие по трудовым договорам на территории России, имеют право на бесплатное оказание медицинской помощи в рамках ОМС – обязательного медицинского страхования. Белорусы, временно пребывающие и не работающие на территории России, имеют равные права с россиянами на получение скорой медицинской помощи — и медицинской помощи в случае возникновения у них в период пребывания в России заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В государственных учреждениях здравоохранения Беларуси, постоянно проживающие на территории республики граждане России, имеют равные права на получение медицинской помощи.
Право управления транспортными средствами на территории Республики Беларусь имеют граждане России, временно пребывающие или временно проживающие на территории Республики Беларусь, с водительским удостоверением, выданным иностранным государством. А для тех, кто переехал на постоянное жительство в Республику Беларусь, через 90 дней после получения паспорта гражданина Республики Беларусь или вида на жительство в Республике Беларусь, уже не имеют право использовать иностранное водительское удостоверение при передвижении по территории Беларуси. Таким гражданам необходимо получить водительское удостоверение Республики Беларусь (ст. 5 Закона Республики Беларусь «О дорожном движении»).
Заведующий юридической консультацией
Дятловского района Эдита Александровна Перожок