вписать адрес сайта
Версия для
слабовидящих
» » Конституция Беларуси как основа совершенствования современного государства и общества
11
марта
2024

Конституция Беларуси как основа совершенствования современного государства и общества

Шупицкая
Шупицкая
Оксана Николаевна
адвокат ЮК Октябрьского р-на г. Гродно 230025, г. Гродно, ул. Советская, 15 +375447851245 ; +375297837189

   15 марта 2024 года отмечается 30-летие со дня принятия первой Конституции суверенного белорусского государства, положившей начало новому этапу развития белорусского государства и общества. За прошедшее со дня вступления в силу действующего Основного Закона белорусского государства в него четырежды вносились изменения и дополнения. Последние – на республиканском референдуме, состоявшемся 27 февраля 2022 года.
  Обновленная Конституция Беларуси задает направления совершенствования белорусского государства и общества, в связи с чем имеет смысл вспомнить о тех новациях, которые были внесены в Основной Закон.
    Преамбула Конституции Республики Беларусь в действующей формулировке содержит положение о том, что белорусский народ, принимая Конституцию, основывается на сохранении своей национальной самобытности и суверенитета, опирается на культурные и духовные традиции и утверждает в государстве устои правового государства и социально справедливого общества. Категория «социально справедливое общество» впервые появилась в белорусской Конституции, хотя конституционный принцип справедливости в ней присутствует, уже начиная с 1994 года.
    В раздел первый Конституции «Основы конституционного строя» внесены следующие изменения и дополнения. Обновлена норма, регламентирующая политический и идеологический плюрализм. В ней указано на то, что политические партии создаются для выражения и защиты прав и свобод граждан. Принципиальные изменения внесены в статью 7 Конституции Республики Беларусь. В ней закреплено следующее положение: «Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Беларуси». В действовавшей ранее редакции Основного Закона положение о высшей юридической силе Конституции содержалось в статье 137. Соответственно, перенос названной нормы в раздел первый Основного Закона, безусловно, повысил её авторитет. Что касается прямого действия Конституции, то это – новация, направленная на укрепление конституционной законности и правопорядка.
     Статья 15 Конституции белорусского государства дополнена новой частью следующего содержания: «Государство обеспечивает сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны».
      Ещё одно изменение в разделе первом связано со статьёй 18 Конституции, которая закрепила вместо нейтралитета белорусского государства положение о том, что Беларусь «исключает военную агрессию со своей территории в отношении других государств».
     Определённые изменения затронули раздел второй Конституции «Личность, общество, государство». Так, в статье 21 в качестве цели белорусского государства закреплена норма об обеспечении прав и свобод граждан. Данная норма дополнена самостоятельной частью, согласно которой каждый должен проявлять социальную ответственность и вносить посильный вклад в развитие общества и государства. Таким образом, акцентируется большее внимания на равноправных и сбалансированных отношениях между личностью и государством, закреплённых в Конституции Республики Беларусь.
     Понятие «личной жизни», содержавшееся в статьей 28 Основного Закона белорусского государства, заменено на категорию «частная жизнь». Названная статья также дополнена частью второй, согласно которой государство создаёт условия для защиты персональных данных и безопасности личности и общества при их использовании.
    Согласно статьи 32 Конституции Беларуси брак рассматривается как союз мужчины и женщины. Принципиальные изменения затронули обязанности родителей по отношению к детям. Часть третью статьи 32 дополнили обязанностью родителей готовить детей к общественно-полезному труду, прививать им культуру и уважение к законам, историческим и национальным традициям белорусского государства. В части четвёртой статьи 32 сделан акцент на поддержку государством семей с детьми, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Абсолютной новацией выглядит статья 321, согласно которой государство способствует духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию молодёжи, создаёт условия для её свободного и эффективного участия в общественной жизни.
     Ещё одно изменение Конституции нашло свое отражение в статье 45, закрепляющей право на охрану здоровья. Часть первая указанной нормы изложена в следующей редакции: «Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение за счёт государственных средств в порядке, установленным законом». Таким образом, право на бесплатное лечение поставлено в зависимость от участия индивида в производственной и социальной сферах, т.е. например, от уплаты им налогов и платежей в Фонд социальной защиты. В соответствии с новым положением этой же части статьи граждане заботятся о сохранении собственного здоровья.
     Претерпел изменения и блок Конституции, связанный с изложением обязанностей граждан. В статье 52 появилась категория «национальные традиции Беларуси». Речь идёт об обязанности граждан соблюдать Конституцию, законы и уважать национальные традиции страны. Статья 54, устанавливающую обязанность граждан беречь историко-культурное и духовное наследие, дополнена новой частью, согласно которой проявление патриотизма, сохранение исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа является долгом каждого гражданина Республики Беларусь.
    Определённые изменения внесены в раздел третий Конституции Республики Беларусь «Избирательная система и референдум». В частности, регламентирован статус Центральной избирательной комиссии; право избирать предоставлено лицам, содержащимся под стражей, в отношении которых не вынесен обвинительный приговор суда. Статья 67 Основного Закона дополнена самостоятельной частью о проведении выборов Республики Беларусь в единый день голосования – последнее воскресенье февраля.
    Существенное изменение коснулось раздела четвертого Конституции Республики Беларусь. Название раздела изменено на «Президент, Всебелорусское народное собрание, Парламент, Правительство, суд». Соответствующие изменения внесены в структуру и полномочия государственных органов. Ужесточены критерии для лица, претендующего на занятие должности Президента Республики Беларусь. Во-первых, повышен возрастной ценз до 40 лет. Во-вторых, кандидат на должность Президента должен постоянно проживать в Республике Беларусь не менее 20 лет непосредственно перед выборами. Кроме того, он не должен иметь ранее и в настоящее время гражданства иностранного государства или иного документа, дающего право на льготы и преимущества в иностранном государстве. Принципиальное изменение внесено в статью 81, согласно которой одно и то же лицо может быть Президентом Республики Беларусь не более двух сроков.
    Согласно современной редакции Конституции Президент Республики Беларусь издает указы и распоряжения. Уточнены нормы об охране чести и достоинства Президента, закреплены определённые гарантии лицу, которое исполняло обязанности Президента Республики Беларусь.
     Раздел четвёртый Конституции Беларуси дополнен самостоятельной главой 31 «Всебелорусское народное собрание». В ней предусматривается создание абсолютно нового органа для белорусского государства. Как указано в статье 891 – «высшего представительного органа народовластия». Статья 892 регламентирует вопрос о том, кто может быть делегатом Всебелорусского народного собрания, отнеся к этой категории Президента Республики Беларусь, президентов, прекративших свои полномочия, представителей законодательной, исполнительной и судебной власти, местных Советов депутатов и гражданского общества. Эта глава предусматривает и полномочия Всебелорусского народного собрания. К ведению данного органа отнесено утверждение основных направлений внутренней и внешней политики, программы социально-экономического развития, инициирование изменений и дополнений в Конституцию. К полномочиям Всебелорусского народного собрания предлагают отнести избрание и освобождение от должности Председателя и Судей Конституционного и Верховного Суда Республики Беларусь, председателя и членов Центральной избирательной комиссии.
      Срок полномочий белорусского парламента определен в 5 лет. Откорректированы функции Национального собрания Республики Беларусь.
    Ещё одна новация, которая внесена в Конституцию Республики Беларусь, касается Конституционного Суда Республики Беларусь. Анализ соответствующих статей 116 и 1161 позволяет говорить о том, что авторитет данного органа повышается. К полномочиям Конституционного Суда белорусского государства отнесены такие вопросы, как дача заключений о толковании Конституции; о соответствии Основному Закону страны актов законодательства; о конституционности вопросов, выносимых на республиканский референдум, а также рассмотрение индивидуальных жалоб граждан о нарушении их конституционных прав и свобод; запросов судов, которые также могут обратиться в Конституционный Суд с вопросами о конституционности нормативных актов.
   Действующая Конституция белорусского государства, таким образом, создает фундамент для дальнейшего поступательного развития государства и общества, являясь основой конституционного правопорядка.

Информация
Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 1 дней со дня публикации.