вписать адрес сайта
Версия для
слабовидящих
» » Конституция как краеугольный камень законодательства и основа для защиты прав граждан
04
марта
2024

Конституция как краеугольный камень законодательства и основа для защиты прав граждан

Казак
Казак
Татьяна Александровна
адвокат Специализированной ЮК "ЮрЭксперт" 230025, г. Гродно, ул. К. Маркса, 31, каб.227 +375297833900,+375291507579

    В 2024 году отмечается 30-летие Конституции Республики Беларусь — основного Закона Республики Беларусь, имеющего высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики Беларусь, закрепляющего основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.
    Указанная формулировка, раскрывающая статус Конституции в системе нормативно-правовых актов, закреплена в статье 7 Конституции и статье 12 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 N 130-З "О нормативных правовых актах" (в редакции Закона Республики Беларусь от 07.04.2023 N 261-З).
Именно в силу указанного статуса в Конституции закреплены основные положения, находящие затем отражение и более детальное раскрытие в иных нормативных актах.
    Рассмотрим это на примере права собственности.
   Так, статья 13 Конституции указывает на то, что собственность может быть государственной и частной, а также закрепляет предоставление государством всем равных прав для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантия равной защиты и равных условий для развития всех  земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства.
    При этом статья 44 Конституции закрепляет, что государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению, и указывает, что собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами. В этой же статье закреплено положение о том, что неприкосновенность собственности, право ее наследования охраняются законом, и что собственность, приобретенная законным способом, защищается государством – соответственно указывается на недопустимость принудительного отчуждения имущества и закрепляются случаи, когда такое отчуждение допускается.
    Важным является закрепление положения о том, что осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц.
При этом все названные вопросы более детально закрепляются в иных нормативных актах Республики Беларусь - которые более глубоко раскрывают содержание понятий, регулируют соответствующие правоотношения.
   Так, содержание права собственности и правомочия собственника, поименованные в Конституции, детально регламентируются в Гражданском Кодексе, отдельные положения и в Жилищном Кодексе РБ (в части собственности на жилые помещения), в Кодексе РБ «О браке и семье (в части права собственности супругов), в Кодексе «О земле» (в части прав на землю), в Законе РБ «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (в части регулирования права собственности этих общества), в Законе РБ «О потребительской кооперации» (в части собственности кооперативов), Законе «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в части собственности указанных хозяйств) - иных Кодексах, законах и прочих нормативных актах, в том числе Указах и Декретах Президента РБ и постановлениях Совета Министров, иных подзаконных актах.
Защита же права собственности осуществляется в рамках уголовного и административного законодательства, вопросы обращения взыскания – в рамках законодательства в части исполнительного производства.
     И аналогичным образом построена законодательная система Республики Беларусь по всем вопросам, закрепленным в Конституции.
  Таким образом, Конституция является центральным документом, краеугольным камнем всей системы законодательства Республики Беларусь, и все принимаемые нормативные акты должны приниматься в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и не противоречить ей, а развивать и дополнять ее положения с целью наиболее точного применения. При этом согласно статье 2 Конституции человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства, и государство, все его органы и должностные лица, организации и граждане действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (статья 7 Конституции).
    Такой статус Конституции является преемственным, начиная с более ранних конституций, принятых в рамках СССР, и заканчивая действующей Конституцией 1994 года с внесенными в нее изменениями.
    Конституция Беларуси была принята 15 марта 1994 года Верховным Советом Республики Беларусь и является первой в истории суверенной республики и пятой по счету Конституцией Беларуси (после Октябрьской революции 1917 года). В 1996 году на республиканском референдуме Конституция была изложена в новой редакции. Следующий республиканский референдум, на который был вынесен вопрос изменения Основного закона, состоялся 17 октября 2004 года. Законом Республики Беларусь от 12 октября 2021 года. № 124-3 в Конституцию внесены изменения, касающиеся проведения выборов депутатов в единый день голосования (который прошел буквально на днях, 25 февраля 2024 года). 27 февраля 2022 года состоялся очередной республиканский референдум по вопросу внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь. В результате подверглись корректировке преамбула и 85 статей, появилось 11 новых статей, исключены 2 статьи. Также Основной Закон дополнен новой главой (глава 31 "Всебелорусское народное собрание").
    И соответственно при каждом внесении изменений в Конституцию находят отражение те же принципы, и новые редакции Конституции либо изменения в нее лишь совершенствуют регулирование ею основ правоотношений.
    Согласно статье 7 Конституции в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права.
    При этом Президент Республики Беларусь в своих выступлениях и принимаемых актах акцентировал внимание на приоритете права и интересов гражданина либо субъектов хозяйствования.
    Так, приняты многочисленные акты, в которых сделаны ссылки на то, что неясность или нечеткость формулировок, закрепленных в нормативных актах, не должна влечь ущемление интересов граждан и организаций Республики Беларусь, и самовольно толковаться государственными органами:
- абзац 7 подпункта 1.1 пункта 1 Директивы Президента Республики Беларусь от 27.12.2006 N 2 "О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения" закрепил, что при принятии решений, затрагивающих права и законные интересы граждан, неукоснительно соблюдать требования законодательства, не допускать их произвольного толкования при применении. В случае неясности или нечеткости предписаний правового акта решения должны приниматься исходя из максимального учета интересов граждан.
    Указом Президента Республики Беларусь от 23.03.2015 N 135 "О внесении изменений и дополнений в Директиву Президента Республики Беларусь" данный пункт сформулирован более точно: при принятии решений, затрагивающих права и законные интересы граждан, неукоснительно соблюдать требования законодательства, не допускать их произвольного толкования при применении. В случае неясности или нечеткости предписаний правового акта решения должны приниматься исходя из максимального учета интересов граждан.
- Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 (ред. от 01.02.2024) "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" закреплено, что: в случае неясности или нечеткости предписаний акта законодательства решения должны приниматься в пользу проверяемого субъекта.
- Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 N 376 (ред. от 31.10.2019) "О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности" закреплено, что: В случае неясности или нечеткости предписаний акта законодательства решения должны приниматься в пользу проверяемого субъекта.
- статьей 4 «Основные принципы осуществления административных процедур» Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 N 433-З (ред. от 12.12.2022) "Об основах административных процедур" в случае неясности или нечеткости предписаний правового акта административные решения должны приниматься уполномоченными органами исходя из максимального учета интересов заинтересованных лиц.
- Статьей 4 Закона Республики Беларусь от 29.12.2009 N 72-З (ред. от 13.11.2017) "О введении в действие Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь, внесении изменений и дополнений в Общую часть Налогового кодекса Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам налогообложения" общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь от 19 декабря 2002 года 2. Пункт 7 статьи 3 дополнена частью второй следующего содержания: в случае неясности или нечеткости предписаний актов налогового законодательства государственными органами и должностными лицами решения должны приниматься в пользу плательщиков.
При этом последние внесения изменений в Конституцию Республики Беларусь закрепили на конституционном уровне возможность не только Президенту, Президиуму Всебелорусского народного собрания, Палате представителей, Совету Республики, Верховному Суду, Совету Министров обращаться в Конституционный суд, но и простым гражданам.
    Так, была введена статья 116-1, согласно которой Конституционный Суд по предложениям указанных органов дает заключения по ряду вопросов, в том числе о толковании Конституции, о соответствии Конституции законов, указов Президента, постановлений Совета Министров, нормативных правовых актов других государственных органов – и по целому ряду других вопросов.
    При этом часть 5 указанной статьи предоставила право на обращение в суд простых граждан, введя положение о том, что Конституционный Суд в порядке, установленном законом, выносит решения:
- по жалобам граждан на нарушения их конституционных прав и свобод, проверяя конституционность законов, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие средства судебной защиты;
- по запросам судов, проверяя конституционность нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении судами конкретных дел.
    Причем заключения и решения Конституционного Суда являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат.
    Тем самым Конституция Республики Беларусь постоянно совершенствуется, и в полной мере является Основным Законом Республики Беларусь, не только формально гарантируя права граждан и субъектов хозяйствования, но и закрепляя механизмы для защиты их прав.
    В связи с чем можно сделать вывод, что в свой 30-летний юбилей Конституция Республики Беларусь является современным актом, отражающим реалии нашего общества и государства, направленным на их защиту.

 

Информация
Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 1 дней со дня публикации.