вписать адрес сайта
Телефон приемной:
(8-0152) 61-11-81
Версия для
слабовидящих
» » » ОБ ИЗМЕНЕНИИ ЗАКОНОВ ПО ВОПРОСАМ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.
31
мая
2021

ОБ ИЗМЕНЕНИИ ЗАКОНОВ ПО ВОПРОСАМ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Принят Закон Республики Беларусь от 28.05.2021 N 114-З "Об изменении законов по вопросам трудовых отношений".

Новые основания увольнения

В ТК введены новые основания увольнения по инициативе нанимателя (п. 1 ст. 1 Закона N 114-З). Так, наниматель сможет расторгнуть с работником трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока его действия (абз. 3, 7 и 8 п. 7 ст. 42 ТК в новой редакции):

- за отсутствие на работе в связи с отбыванием административного взыскания в виде административного ареста, препятствующего исполнению трудовых обязанностей. Проще говоря, если работник будет отбывать административный арест;

 Примечание

Административно арестованные содержатся в условиях строгой изоляции в местах отбывания административного ареста, определенных в соответствии с законодательными актами (ч. 1 ст. 20.2 ПИКоАП).

- принуждение работников к участию в забастовке, создание другим работникам препятствий для выполнения их трудовых обязанностей, призыв работников к прекращению выполнения трудовых обязанностей без уважительных причин;

- участие работника в незаконной забастовке, а также иных формах отказа работника от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) без уважительных причин. Напомним, в случаях, предусмотренных законодательством, работник вправе отказаться от выполнения работы. Например, при непредоставлении работнику средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда, он может отказаться выполнять порученную работу. При этом он обязан незамедлительно письменно сообщить о мотивах своего отказа нанимателю и продолжать подчиняться ПВТР, за исключением выполнения вышеуказанной работы (абз. 4 ч. 2 ст. 11 Закона об охране труда). При отказе от выполнения трудовых обязанностей в этих случаях и при условии, что соблюден установленный порядок отказа, уволить работника по рассматриваемому основанию наниматель не вправе.

Обратите внимание!

Предварительно уведомлять профсоюз об увольнении по приведенным выше основаниям не потребуется, как и получать его согласие на увольнение (п. 2 ст. 1 Закона N 114-З, ч. 1 и 3 ст. 46 ТК в новой редакции). В настоящее время в случаях, предусмотренных колдоговорами, соглашениями, увольнение по инициативе нанимателя может производиться только с предварительного согласия соответствующего профсоюза (ч. 3 ст. 46 ТК). Эта норма дополнена положением, исключающим возможность включения в колдоговоры, соглашения требования о предварительном согласии профсоюза на увольнение по данным основаниям.

Также расширен перечень дополнительных оснований прекращения трудового договора (ч. 1 ст. 47 ТК). Работника можно будет уволить за нарушение им порядка сбора, систематизации, хранения, изменения, использования, обезличивания, блокирования, распространения, предоставления, удаления персональных данных (п. 3 ст. 1 Закона N 114-З, п. 10 ч. 1 ст. 47 ТК в новой редакции).

Обратите внимание!

Увольнение по всем приведенным выше основаниям является мерой дисциплинарного взыскания (п. 5 ст. 1 Закона N 114-З, п. 4 ч. 1 ст. 198 ТК в новой редакции). Поэтому необходимо будет соблюсти порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий, установленные ст. 199 - 200 ТК в новой редакции.

Изменения в порядке привлечения к дисциплинарной ответственности

Установлено, что не будет являться препятствием для применения к работнику дисциплинарного взыскания невозможность получения от него объяснения по поводу совершенного дисциплинарного проступка. Иными словами, если у нанимателя нет возможности получить от работника объяснения, например, по причине того, что тот отбывает административный арест, он все равно может применить к нему дисциплинарное взыскание (п. 6 ст. 1 Закона N 114-З).

В такой ситуации, как и в случае с отказом работника от дачи письменного объяснения, достаточно будет оформить соответствующий акт (в данном случае - об отсутствии возможности получить у работника объяснения) c указанием присутствовавших при этом свидетелей (ч. 2 ст. 199 ТК в новой редакции). 

Новое основание отстранения

ТК в новой редакции дополнен новым основанием отстранения работника от работы. 

Примечание

Основания для отстранения работника от работы предусмотрены ст. 49 ТК.

Так, нанимателю разрешено незамедлительно отстранить от работы работника, призывающего других работников к прекращению выполнения трудовых обязанностей без уважительных причин. Срок отстранения не установлен (п. 4 ст. 1 Закона N 114-З, ч. 5 ст. 49 ТК в новой редакции).

Примечание

В настоящее время незамедлительно отстранить работника от работы наниматель может только в одном случае: при выявлении допущенных им нарушений производственно-технологической, исполнительской или трудовой дисциплины, повлекших или способных повлечь причинение организации ущерба. Срок отстранения - до устранения нарушений (ч. 5 ст. 49 ТК).

Напомним, что в связи с нововведениями работника, который призывает работников к прекращению выполнения трудовых обязанностей без уважительных причин, наниматель также имеет право уволить (абз. 5 п. 1 ст. 1 Закона N 114-З).

Новшества в порядке регулирования забастовок

1. ТК дополняется нормой, запрещающей выдвижение политических требований при проведении забастовок. Напомним, в настоящее время аналогичное положение закреплено в ч. 2 ст. 22 Закона о профсоюзах, согласно которой при проведении забастовок по инициативе профсоюзов установлен запрет на выдвижение политических требований (п. 8 ст. 1 Закона N 114-З, ч. 3 ст. 388 ТК в новой редакции).

Примечание

Под забастовкой понимается временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора (ч. 1 ст. 388 ТК).

В свою очередь, коллективный трудовой спор - неурегулированные разногласия сторон коллективных трудовых отношений (нанимателя(ей), объединений нанимателей и работников в лице профсоюза, иных представительных органов) по поводу (ч. 1 ст. 354, ст. 377, 378 ТК):

- установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников;

- заключения, изменения, дополнения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений.

2. Работникам субъектов промышленной безопасности, имеющих опасные производственные объекты, и вовсе будет запрещено принимать участие в забастовках (ст. 2 Закона N 114-З; абз. 9 ст. 1, ч. 1 ст. 3, ч. 3 ст. 26 Закона о промышленной безопасности в новой редакции; ч. 3 ст. 388 ТК). Иными словами, в организациях (ИП), осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности и имеющих опасные производственные объекты, будет запрещено проводить забастовки.

Примечание

Перечень опасных производственных объектов содержится в приложении 1 к Закону о промышленной безопасности. К ним, в частности, относятся объекты, на которых ведутся горные работы (рудники, где могут произойти взрывы газа, внезапные выбросы породы, газа, горные удары и т.д.), подземные горные работы, не связанные с добычей полезных ископаемых (например, участки проходки тоннелей метрополитенов и станций метрополитенов подземным способом).

3. Определено, что решение суда о признании незаконными забастовки или решения о ее проведении будет подлежать немедленному исполнению, т.е. сразу после вынесения судом, не дожидаясь его вступления в законную силу (п. 9 ст. 1 Закона N 114-З, ч. 4 ст. 395 ТК в новой редакции). В настоящее время такое решение подлежит немедленному исполнению только после вступления его в законную силу (ч. 4 ст. 395 ТК).

С полным текстом Закона можно ознакомиться по ссылке: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=H12100114&p1=1