Главная


Новости


История коллегии


Реестр адвокатов


Структура коллегии


Вакансии


Виды помощи


Юрпомощь субъектам хозяйствования


Нормативная база


Медиация и третейские суды


Полезное


Контакты


Национальный правовой интернет портал

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Гродненский областной суд

РКА

Минюст

Locations of visitors to this page

Погода Гродно

Svich.Com .: Каталог сайтов на Белорусском Портале

Сайты Байнета - bynet.it-belarus.net

Бесплатный анализ сайта

 

СТАТЬИАДВОКАТОВ

 

 

Адвокат Муха Игорь Владимирович, адвокат юридической консультации Ленинского района города Гродно

230023, г. Гродно, ул. Тельмана, 5, 2-й подъезд

8-0297-882284

 

 

 

 

К ВОПРОСУ О «НУЖДАЕМОСТИ» И «НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ» ДЕТЕЙ

Родители обязаны заботиться о духовном, физическом и нравственном развитии  детей, об их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе.

Согласно ст. 91 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (далее – КоБС) [1], родители обязаны содержать своих совершеннолетних детей, если они нетрудоспособны, и нуждаются в помощи.

Законодательство о браке и семье предусматривает два порядка уплаты алиментов: принудительное – по решению суда или на основании судебного приказа и добровольный – по заявлению лица, обязанного уплачивать алименты. В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним и нуждающимся в помощи нетрудоспособным совершеннолетним детям, средства на их содержание (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке.

Основанием возникновения алиментной обязанности родителей в отношении совершеннолетних нетрудоспособных детей является сложный состав юридических фактов: родственная связь родителей и детей, нетрудоспособность детей и нуждаемость детей в материальной помощи. Однако белорусское законодательство не даёт конкретного определения таким понятиям как «нетрудоспособность» и «нуждаемость».

Согласно, Постановлению Пленума Верховного Суда Республики Беларусь «О судебной практике по делам о наследовании и выполнении постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 21 декабря 2001 г. № 16 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о наследовании»» [2] к нетрудоспособным относятся:

1. женщины, достигшие 55, и мужчины 60 лет;

2. инвалиды I, II и III групп независимо от того, назначена ли им пенсия по возрасту или инвалидности;

3. лица, не достигшие 18 лет.

Нетрудоспособными, безусловно, признаются совершеннолетние дети, являющиеся инвалидами первой или второй группы или достигшие пенсионного возраста. Относительно права на алименты инвалидов третьей группы возникают определенные сомнения. Они тоже считаются нетрудоспособными в строгом смысле этого слова, однако могут работать, но только в особых условиях [3, с.736]. Поэтому вопрос о выплате им алиментов должен решаться индивидуально в каждом конкретном случае. Если работа в соответствии с такими рекомендациями может быть им предоставлена, они, не должны признаваться имеющими право на получение алиментов. Если же они не могут получить такую работу, суд должен признать за ними право на содержание.

Под нуждаемостью в получении содержания следует понимать обеспеченность лица средствами в размере ниже прожиточного минимума. Однако прожиточный минимум невозможно использовать в качестве жесткого критерия для определения нуждаемости. Так как законодательство о прожиточном минимуме в нашей стране  практически отсутствует. Закон Республики Беларусь от 9 января 1992 г. № 1383-XІІ «О формировании и использовании минимального потребительского бюджета» [4] в свою очередь устанавливает    только понятие минимальный потребительского бюджета – расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Однако, в некоторых случаях получатель алиментов может быть признан нуждающимся и в том случае, если он имеет доход в размере прожиточного минимума или даже несколько выше. Однако, если лицо является инвалидом и нуждается в постороннем присмотре, то ему, для того чтобы обеспечить себе минимальные условия существования, необходимо безусловно больше средств, чем для обычного полноценного человека, т.к. на оплату постороннего ухода уйдет определённая часть выделенных им средств, которая зачастую является определяющей.

Таким образом, по нашему мнению, необходимо внести значительные изменения в законодательные акты, регулирующие правоотношения, связанные с нетрудоспособностью и нуждаемостью совершеннолетних детей, ввести конкретные понятия «нетрудоспособности» и «нуждаемости», всвязи, с чем предоставить возможность родителям изменить размер выплаты алиментов применительно к конкретному совершеннолетнему лицу, в зависимости от степени его нетрудоспособности и нуждаемости. 

Кроме того, представляется возможным, урегулировать вопросы в отношении такого понятия, как «прожиточный минимум», т.к. для каждого лица этот минимум является определённым в зависимости от социальных и экономических причин.

Библиографические ссылки

1.    Кодекс Республики Беларусь о браке и семье: принят Палатой представителей 3 июня 1999 г.: одобр. Советом Республики 24 июня 1999 г.: текст Кодекса по состоянию на 20 июля 2006 г. – Минск: Регистр, 1999. 88 с.

2.    О некоторых вопросах применения судами законодательства о наследовании: Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, 21 декабря 2001 г. № 16 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2008. №14. 6/698.

3.    Василевич, Г.А. Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь / Г.А. Василевич. – 2-е изд. – Минск: Амалфея, 2003. – 1119 с.

4.    О формировании и использовании минимального потребительского бюджета: Закон Республики Беларусь, 24 декабря 2007 г. №299-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2008. – №3. – 2/1396.

                                         Адвокат ЮК Ленинского района г. Гродно   Муха И.В.

 

 

Адвокат Черепица Вадим Валерьевич, председатель коллегии

230023, г. Гродно, ул. Тельмана, 5, 3-й подъезд

+375 29 785-03-01

 

 

 

Адвокаты Гродненщины в роли медиаторов: итоги года

12 июля 2013 года в Республике Беларусь был принят Закон «О медиации». Во многом принятие данного Закона было обусловлено результатами правового эксперимента (пилотного проекта), который в начале 2011 года был инициирован и проведен Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь, совместно с Центром разрешения конфликтов Белорусского республиканского союза юристов. Главная цель проекта была направлена на развитие внесудебной медиации как средства урегулирования правовых и иных конфликтов. Ряд адвокатов республики, в том числе и представители Гродненщины проявили интерес к данному проекту и приняли в нем участие. После прохождения обучения и по результатам проведенного экзамена постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.05.2011 №10 некоторые из них, в том числе шесть адвокатов Гродненской областной коллегии были включены в перечень лиц, рекомендуемых хозяйственным судам, для привлечения и назначения примирителями.

С принятием Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 334-З «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» адвокаты получили дополнительные возможности для самореализации. В статье 26 Закона «Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами» прямо закреплено, что, кроме оказания юридической помощи, адвокаты вправе выступать примирителями в примирительной процедуре, медиаторами в медиации.

Следует отметить, что изначально медиация была воспринята юридическим сообществом Гродненщины весьма неоднозначно. Часть его была настроены скептически и даже настороженно к данному институту и высказывали мнения о его бесполезности. Зачастую это было связаны с недопониманием сущности медиации и её применением на практике. Между тем многие специалисты, среди которых были и адвокаты, увидели в медиации перспективу и выразили свою готовность к освоению нового направления своей профессиональной деятельности. Для этого они прошли соответствующее обучение, а в дальнейшем даже на безвозмездной основе стали применять медиацию на практике. Активную позицию по вовлечению адвокатов в освоение нового направления деятельности проявило руководство Республиканской коллегии адвокатов.

Сегодня медиация относится к числу наиболее популярных тем, широко обсуждаемых в юридическом сообществе в форме круглых столов, научно-практических конференциях самого различного уровня. Ряд таких мероприятий, направленных на развитие медиации в нашем регионе, был проведен в 2016 году с участием адвокатов-медиаторов Гродненской областной коллегии адвокатов.

Так, 05 марта 2016 года в экономическом суде Гродненской области состоялся круглый стол по теме «Развитие медиации в Гродненской области» в котором приняли участие широкий круг заинтересованных лиц включая судей экономического суда и медиаторов области.

25 марта 2016 года в рамках V Фестиваля практической психологии состоялся круглый стол по теме «Перспективы развития медиации в Республике Беларусь». Руководителем круглого стола выступил Каменков В.С., доктор юридических наук, профессор, председатель ОО «Белорусский республиканский Союз юристов», медиатор, заслуженный юрист Республики Беларусь.

29 сентября 2016 года состоялась I Республиканская конференция медиаторов, организованная ОО «Белорусский республиканский союз юристов», УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», Гродненским филиалом учебно-практического учреждения «Центр «Медиация и право», посвященная практике и перспективам развития медиации.

В ходе обозначенных мероприятий обсуждалось положение дел в Гродненском регионе в связи с внедрением медиации в правоприменительную практику. Вырабатывались общие подходы по продвижения медиации, как по разрешению судебных споров, так и по разрешению конфликтов в досудебном порядке. Поднимался вопрос об установлении единых размеров вознаграждения медиаторов и их объединении в соответствующую организационную структуру.

Вместе с тем, несмотря на актуальность обсуждаемых проблем, рост количества публикаций, посвященных медиации, обмен опытом и информацией уровень востребованности медиации на практике остается невысоким. Население области ещё недостаточно информировано о том, что такое медиация и какая от неё возможна реальная польза. Существует мнение, что понадобится ещё немало времени и усилий, чтобы общество в этом вопросе стало более информированным и подготовленным, а медиация стала неотъемлемой частью правовой культуры граждан.

В этом контексте следует упомянуть об особой роли адвоката, который как ни кто иной, в силу своих профессиональных знаний, авторитета, практического опыта и профессионального долга, может разъяснить преимущества разрешения конфликта посредством процедуры медиации, а в случае необходимости выступить в роли медиатора.

Разумеется, реализация данной задачи во многом зависит от понимания всем адвокатским сообществом сущности и значимости медиации, осознания того, что медиация является одним из важных направлений адвокатской деятельности. Перспективы развития данного института во многом связаны с готовностью адвокатов общими усилиями способствовать продвижению медиации на практике. Нельзя не отметить и того, что адвокатура в этом деле обладает важным конкурентным преимуществом, а именно своей организационной структурированностью, что дает возможность принимать согласованные решения, обмениваться знаниями и практическим опытом, способствовать проведению медиативных процедур с привлечением непосредственно адвокатов-медиаторов.

Важным фактором, влияющим на заинтересованность адвокатов в развитии медиации, является их вовлеченность в данный процесс. До недавнего времени обладателями свидетельства медиатора было пять адвокатов Гродненской областной коллегии адвокатов, причем четверо из их числа осуществляет свою деятельность в г. Гродно. Разумеется, что такая численность адвокатов-медиаторов не способствовала популяризации и развитию медиации в масштабах всей Гродненской области.

В целях увеличения численности адвокатов-медиаторов 07 июля 2016 года Гродненской областной коллегией адвокатов был заключен договор о сотрудничестве с Гродненским филиалом учебно-практического учреждения «Центр «Медиация и право», в рамках которого была организовано обучение в сфере медиации группы из 16 адвокатов Гродненской областной коллегии. Их подготовка проводилось с августа по сентябрь 2016 года по утвержденной Министерством юстиции Республики Беларусь программе («Медиация базовый курс», «Медиация углубленный курс»). По результатам обучения, адвокаты, прошедшие полный курс подготовки, получили соответствующие справки, утвержденного Министерством юстиции Республики Беларусь образца. В настоящее время необходимые для получения свидетельства медиатора документы переданы и находятся на рассмотрении в Министерстве юстиции Республики Беларусь.

Не вызывает сомнений, что медиация в стране не только состоялась, но и будет динамично развиваться. Существенную роль в развитии данного института способно сыграть адвокатское сообщество, наиболее приближенное по роду своей деятельности к разрешению конфликтных ситуаций. Однако успех данной работы во многом зависит от способности и готовности адвокатов объединить свои усилий в деле развития медиации.

 

Председатель Гродненской областной коллегии адвокатов   В.В. Черепица

 

 

Адвокат Антоненко Юлия Владимировна, ЮК Ленинского р-на г. Гродно

230023, г. Гродно, ул. Тельмана, 5, 2-й подъезд

+375 29 883 77 67 (МТС); +375 29 604 25 12

 

 

 

Суррогатное материнство по законодательству Республики Беларусь

 Адвокат ЮК Ленинского района г. Гродно

Антоненко Ю.В.

 

Вступление в интимную связь, направленную на зачатие ребенка, может и не привести к ожидаемому результату. Причины могут быть различными. Часть из них возможно устранить без медицинского вмешательства с течением времени. Часть – обусловлена биологическими особенностями организма партнера. В этом случае медицина говорит о бесплодии. Процент бесплодных пар с развитием технического оснащения человечества, как это ни странно, увеличивается. По оценкам ВОЗ в развитых странах он достигает 20 %. Если с прошлом проблема бесплодия разрешалась достаточно быстро (это служило основанием для развода), то в современном обществе пары стремятся преодолеть ее с помощью медицинского вмешательства. Одним из таких способов считается суррогатное материнство.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 07.01.2012 года № 341-З «О вспомогательных репродуктивных технологиях» (далее – Закон) под суррогатным материнством следует понимать вид вспомогательных репродуктивных технологий, заключающийся в соединении сперматозоида и яйцеклетки, изъятой из организма генетической матери, или донорской яйцеклетки вне организма женщины, развитии образовавшегося в результате этого соединения эмбриона, дальнейшем переносе данного эмбриона в матку суррогатной матери, вынашивании и рождении ею ребенка.

В настоящий момент отношения, связанные с суррогатным материнством, приобретают все большее распространение, поскольку подавляющее большинство людей желает иметь собственных, биологически родных им детей.

В Республике Беларусь суррогатное материнство применяется на основе договора суррогатного материнства. Услугой суррогатной матери может воспользоваться только женщина, для которой вынашивание и рождение ребенка по медицинским показаниям физиологически невозможны либо связаны с риском для ее жизни и (или) жизни ее ребенка. Для оплодотворения яйцеклетки генетической матери могут быть использованы сперматозоиды ее супруга либо донорские сперматозоиды. Для оплодотворения донорской яйцеклетки могут быть использованы только сперматозоиды супруга женщины, воспользовавшейся донорской яйцеклеткой.

Перечень медицинских показаний и медицинских противопоказаний к суррогатному материнству, порядок проведения медицинского осмотра суррогатной матери, генетической матери или женщины, воспользовавшейся донорской яйцеклеткой, а также супругов генетической матери или женщины, воспользовавшейся донорской яйцеклеткой, определяются Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Договор суррогатного материнства заключается между суррогатной матерью и генетической матерью или женщиной, воспользовавшейся донорской яйцеклеткой, в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. Лица, состоящие в браке, заключают договор суррогатного материнства с письменного согласия своих супругов.

Законодательством Республики Беларусь определены существенные условия договора суррогатного материнства, к которым относятся:

оказание одной женщиной (суррогатной матерью) другой женщине (генетической матери или женщине, воспользовавшейся донорской яйцеклеткой) услуги по вынашиванию и рождению ребенка (детей), зачатого (зачатых) с участием яйцеклетки (яйцеклеток), изъятой (изъятых) из организма генетической матери, или донорской яйцеклетки (яйцеклеток);

количество эмбрионов, которые будут перенесены в матку суррогатной матери;

указание организации (организаций) здравоохранения, в которой (которых) будут происходить соединение сперматозоида (сперматозоидов) и яйцеклетки (яйцеклеток), изъятой (изъятых) из организма генетической матери, или донорской яйцеклетки (яйцеклеток), перенос данного эмбриона (эмбрионов) в матку суррогатной матери, наблюдение за течением ее беременности и роды;

обязанность суррогатной матери выполнять все предписания лечащего врача и представлять генетической матери или женщине, воспользовавшейся донорской яйцеклеткой, и ее супругу информацию о состоянии своего здоровья и состоянии здоровья вынашиваемого ребенка (детей);

место проживания суррогатной матери в период вынашивания ребенка (детей);

обязанность суррогатной матери передать генетической матери или женщине, воспользовавшейся донорской яйцеклеткой, ребенка (детей) после его (их) рождения и срок, в течение которого должна быть произведена указанная передача;

обязанность генетической матери или женщины, воспользовавшейся донорской яйцеклеткой, принять от суррогатной матери ребенка (детей) после его (их) рождения и срок, в течение которого должен быть принят ребенок (дети);

стоимость услуги, оказываемой суррогатной матерью по договору суррогатного материнства (за исключением случаев, когда договор суррогатного материнства заключен на безвозмездной основе);

порядок возмещения расходов на медицинское обслуживание, питание, проживание суррогатной матери в период вынашивания, родов и в послеродовой период.

Договор суррогатного материнства может быть заключен на безвозмездной основе в случаях, когда суррогатная мать является родственницей генетической матери или женщины, воспользовавшейся донорской яйцеклеткой, либо родственницей супруга генетической матери или женщины, воспользовавшейся донорской яйцеклеткой.

Довольно широкий круг проблем, выходящих, на общий теоретический уровень, касается следующего вопроса: кто может выступать в качестве стороны по договору суррогатного материнства. В 2012 году впервые законодательством Республики Беларусь дается определение генетической и суррогатной матери. Так согласно ст. 1 Закона генетическая мать – это женщина, с участием половой клетки которой образовался эмбрион и носителем генотипа которой является будущий ребенок, а суррогатная мать – это женщина, которая по договору суррогатного материнства вынашивает и рождает ребенка, не являющегося носителем ее генотипа.

Статья 22 Закона определяет требования, предъявляемые к суррогатной матери. Так, суррогатной матерью может быть женщина, состоящая в браке, в возрасте от 20 до 35 лет, не имеющая медицинских противопоказаний к суррогатному материнству, имеющая ребенка, и которая на момент заключения договора суррогатного материнства: не признавалась судом недееспособной или ограниченно дееспособной; не лишалась судом родительских прав и не была ограничена в них; не отстранялась от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на нее обязанностей; не является бывшим усыновителем (удочерителем), если усыновление (удочерение) отменено судом по ее вине; не осуждалась за совершение тяжкого, особо тяжкого преступления против человека; не является подозреваемой или обвиняемой по уголовному делу. При этом суррогатная мать не может одновременно быть донором яйцеклетки (яйцеклеток) в отношении женщины, заключившей с ней договор суррогатного материнства.

Законодательством Республики Беларусь регламентированы права и обязанности суррогатной матери. Так суррогатная мать имеет право на: обеспечение условий, необходимых для проживания; обеспечение условий, необходимых для вынашивания ребенка (детей); оказание услуг по договору суррогатного материнства на возмездной основе, а в случаях, предусмотренных вышеназванным Законом, - и на безвозмездной основе; возмещение расходов на медицинское обслуживание, питание, проживание в период вынашивания, родов и в послеродовой период, если иное не предусмотрено договором суррогатного материнства; государственные пособия, назначаемые в соответствии с законодательством; иные права, предусмотренные договором суррогатного материнства. При этом суррогатная мать обязана: представить женщине, заключившей с ней договор суррогатного материнства, и ее супругу информацию о результатах медицинского осмотра, а также информацию о состоянии здоровья своего ребенка; проходить медицинский осмотр в сроки, определенные лечащим врачом; выполнять все предписания лечащего врача и представлять женщине, заключившей с ней договор суррогатного материнства, и ее супругу информацию о состоянии своего здоровья и состоянии здоровья вынашиваемого ребенка (детей); передать женщине, заключившей с ней договор суррогатного материнства, ребенка (детей) после его (их) рождения в срок, предусмотренный договором суррогатного материнства; хранить в тайне сведения о заключении договора суррогатного материнства и о лицах, заключивших такой договор; выполнять иные обязанности, предусмотренные договором суррогатного материнства.

На сегодняшний день законодательство Республики Беларусь в данной области весьма далеко от совершенства, в связи с чем, применение суррогатного материнства на практике может создать ряд правовых проблем, которые требуют обсуждения и законодательного закрепления. В частности, законодательством не урегулированы вопросы применения мер юридической ответственности, при реализации гражданами своих прав в области суррогатного материнства.

 

 

Адвокат Басалай Светлана Николаевна, заведующий ЮК Ленинского р-на г. Гродно

230023, г. Гродно, ул. Тельмана, 5, 2-й подъезд

+375 29 13-888-12

 

 

    

Некоторые аспекты получения наследства

     Швейцарский писатель Иоганн Каспар Лафатер утверждал: «Никогда не говорите, что знаете  человека, если вы не делили с ним наследство». Большинство людей принимают наследство, без каких- либо ссор и конфликтов с другими лицами, и юридическая помощь адвоката по наследственным делам им не требуется. Однако адвокаты редко сталкиваются с такими ситуациями, поскольку к нам приходят люди только при возникновении спора между наследниками.

     Любой спор по наследству разрешается в суде посредством предъявления исковых требований стороной, считающей, что её наследственные права были нарушены. Второй причиной, по которой обращаются к адвокату, является пропуск наследниками шестимесячного срока, отведённого законом, на принятие наследства. В этом случае либо восстанавливается срок принятия наследства, либо устанавливается, что наследник фактически наследство принял, но не обращался к нотариусу по объективным причинам.

     Вопросы восстановления пропущенного срока или признание юридического факта принятия наследства решаются в судебном порядке. Самостоятельно, без помощи адвоката, восстановить в суде своё нарушенное право достаточно затруднительно.

     Разделом VI Гражданского кодекса Республики Беларусь  определен порядок, в соответствии с которым осуществляется вступление в наследство и иные вопросы наследственного права. В силу статьи 1033 ГК Республики Беларусь в состав наследства входят все права и обязанности, принадлежавшие наследодателю на момент открытия наследства, существование которых не прекращается его смертью. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности права членства в коммерческих и других организациях, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, право и обязанности  по алиментным обязательствам, права на пенсии, пособия и другие выплаты на основании законодательства о труде  и социальном обеспечении, личные неимущественные права, не связанные с имущественными.

     Наследство открывается вследствие смерти гражданина или объявления его судом умершим.   Закон допускает два вида вступления в наследство: наследство по закону и наследство по завещанию. При наследовании по закону в наследство вступают ближайшие родственники умершего. Наследование по закону имеет место в том случае, когда наследодатель не оставил завещание. Наследники по закону делятся на несколько очередей.

     В соответствии со статьей 1056 ГК Республики Беларусь,  наследники по закону каждой последующей очереди получают право на наследование  в случае отсутствия наследников предыдущей очереди, устранения их от наследства, непринятия ими наследства либо отказа от него. Наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления. Наследование по праву представления происходит в том случае, если наследник по закону умер до открытия наследства или одновременно с наследодателем. В этом случае его доля  переходит к его потомкам по праву представления и соответственно делится между ними поровну.

     В соответствии со статьей 1057 ГК Республики Беларусь наследниками первой очереди  являются дети, супруг и родители умершего. Внуки наследодателя и их прямые потомки наследуют по праву представления. Наследники второй очереди -  полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя,  дети  братьев и сестер по праву представления. При отсутствии у умершего наследником первой и второй очереди наследниками по закону третьей очереди являются дед и бабка умершего, как со стороны отца, так и со стороны матери.

     При наследовании по завещанию имущество получает лицо, которому оно завещано наследодателем на случай его смерти.  Завещание может быть совершено гражданином, обладающим дееспособностью в полном объеме. Завещание -  односторонняя сделка, действительность которой определяется на момент составления завещания. По общему правилу, завещание должно быть составлено в письменной форме и заверено нотариусом. Гражданин может завещать сове имущество либо часть его любому лицу или нескольким лицам, как входящим, так и не входящим   в круг наследников по закону. Однако необходимо помнить, что свобода завещания ограничивается правилами об обязательной доле в наследстве.

     В силу статьи 1064 ГК Республики Беларусь несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, а также его нетрудоспособные  супруг и родители наследуют независимо  от содержания завещания не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону. Чтобы принять наследство наследник должен в течение шести месяцев обратиться к нотариусу с заявлением о принятии наследства либо с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство. В соответствии с гражданским законодательством признаются недостойными наследниками и отстраняются от  наследования, как по завещанию, так и по закону лица, которые умышленно лишили жизни наследодателя или совершили покушение на его жизнь, которые путем составления подложного завещания или иными противозаконными действиями препятствовали осуществлению последней воли наследодателя. Кроме того, при наследовании по закону отстраняются от наследования родители после детей, в отношении которых они были лишены родительских прав, а также граждане, злостно уклонявшиеся от выполнения  обязательств по содержанию наследодателя, если это обстоятельство подтверждено в судебном порядке. Также необходимо заметить, что наследники отвечают по долгам наследодателя, но только в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества.

     Если наследников нет ни по закону, ни по завещанию, либо никто из наследников не имеет право наследовать (недостойные наследники), то имущество называется выморочным и переходит в собственность  административно-территориальной единицы по месту нахождения соответствующего наследства, входящего в состав наследства.

 

Заведующий юридической консультацией

Ленинского района г. Гродно                                   С.Н.Басалай

 

Макарчук Ярослав Николаевич, адвокат Специализированной юридической консультации

230025, г. Гродно, ул. К. Маркса, 15, кабинет № 2

+375297825274

+375293635431

 

 

 

 

Несколько слов о таможенном декларировании товаров и ответственности за неосуществление таковой

 В современном мире цифровых технологий границы между странами во многом условны и размыты. Однако в большей степени это касается общения, получения информации, оказания услуг.

Вместе с тем, каждое государство обладает своей территорией, обособленной от территории другого государства некой реальной, материальной границей. Что касается Республики Беларусь, то она соседствует с пятью странами, на границе с четырьмя из которых осуществляется пограничный и таможенный контроль. Как правило, именно через такие границы и происходит перемещение граждан и материальных ценностей.

Конечно, товары через Государственную границу Республики Беларусь перевозят не только физические лица. Перемещают грузы также и индивидуальные предприниматели, равно как и юридические лица. Таможенное законодательство и практика его применения весьма объемны. Поэтому в настоящей статье я предлагаю затронуть лишь отдельный аспект перемещения товаров, подлежащих таможенному декларированию, такой категорией лиц, как физические лица.

Сразу хочется оговориться, что ни нормы Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, ни положения таможенного законодательства ЕАЭС не дают четкого определения понятию недекларирование товаров.

Однако под недекларированием товаров принято понимать фактическое недекларирование товара, подлежащего таможенному оформлению или его части. То есть, таможенному органу не заявляется товар (или часть товара), подлежащий таможенному оформлению.

Согласно требованиям "Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (далее – Соглашение) товарами для личного пользования, за исключением транспортных средств, ввозимыми на таможенную территорию таможенного союза в сопровождаемом и несопровождаемом багаже, выступают такие товары, таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 1500 евро, и общий вес которых не превышает 50 килограммов.

Однако с недавнего времени в Республике Беларусь из этого правила появилось исключение. Дело в том, что Указом Президента Республики Беларусь от 11.02.2016 г. № 40 (начало действия – 14.04.2016 г.) в Указ Президента Республики Беларусь от 21.07.2014 г. № 360 "О перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза в Республике Беларусь товаров для личного пользования" (далее – Указ) внесены дополнения, сутью которых явилось уменьшение указанных выше параметров, соответственно, до 300 евро и 20 килограммов в случае пересечения государственной границы чаще одного раза в три календарных месяца.

Как правило, перемещение товаров через границу государства происходит с использованием так называемых "зеленых" и "красных" каналов в зависимости от необходимости декларирования перевозимых вещей. Если быть точнее, то в соответствии с частью 1 статьи 6 Соглашения "зеленый" коридор является специально обозначенным в местах прибытия или убытия местом, предназначенным для перемещения физическими лицами через таможенную границу в сопровождаемом багаже товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию, при одновременном отсутствии у таких лиц несопровождаемого багажа. Таким образом, именно через "зеленый" коридор проезжают те граждане, которым нéчего декларировать, т.к. они не провозят через границу обязательные для декларирования товары и не превышают допустимые нормы, обозначенные в Соглашении или Указе.

Однако нередко случается так, что в силу определенных причин товары для личного пользования оказываются вовсе не для использования их гражданином для собственных потребностей, а, возможно, и стоимость покупки или (и) ее вес превосходят дозволенные параметры.

А ведь после пересечения гражданином линии выезда из "зеленого" коридора изменить цвет коридора на "красный" уже нельзя, и сотрудниками таможни должен быть произведен контроль перемещаемых товаров с учетом выбранного лицом направления движения.

И уже при выявлении должностным лицом таможенного органа описанных ранее нарушений становится очевидным, что согласно п.п. 2, 3 статьи 8 Соглашения товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в том числе временно ввозимые, стоимость и (или) количестве которых превышает нормы перемещения таких товаров с освобождением от уплаты таможенных платежей, подлежали таможенному декларированию в письменной форме.

Впоследствии, с учетом обнаруженных обстоятельств, сотрудник таможни не может не сделать вывод о том, что данный товар перемещается не для личного пользования и в соответствии со статьями 150, 173, 174, 179, 202 Таможенного кодекса таможенного союза (далее ТК ТС) может быть допущен к использованию на таможенной территории ЕАЭС после помещения его под одну из установленных таможенных процедур посредством декларирования.

Ведь в соответствии с требованиями ст. 188 ТК ТС в подобном случае гражданин обязан был произвести таможенное декларирование перемещаемых товаров и предъявить декларируемые товары, уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату, соблюсти требования и условия, использования товаров в соответствующей таможенной процедуре.

Не стоит забывать и тот факт, что в соответствии со статьей 189 ТК ТС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 ТК ТС.

Таким образом схематически и выглядит совершение гражданином правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.5 Кодекса Республики Беларуси об административных правонарушениях (далее – КоАП РБ). К слову, санкция этой статьи предусматривает для физических лиц взыскание в виде наложения штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин с конфискацией незадекларированных товаров, подлежащих таможенному декларированию, независимо от того, в чьей собственности они находятся, или без конфискации.

Общеизвестным является также и тот факт, что уплата штрафа или исполнение иного административного взыскания не освобождает от обязанности исполнить требование законодательства об оплате таможенных платежей.

Таким образом очевидно, что санкция ч. 1 ст. 14.5 КоАП РБ содержит лишь одно основное и одно дополнительное взыскание. Тем не менее как КоАП РБ, так и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП РБ) содержат немало норм, позволяющих суду при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления остановиться на "выборе" лишь основного взыскания. Такими нормами, "способными" повлиять на решение суда могут выступить следующие:

Статья. 2.10. ПИКоАП РБ, из которой следует, что суд обязан принять все предусмотренные законом меры по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств административного правонарушения, устанавливая как уличающие, так и оправдывающие, как смягчающие, так и отягчающие ответственность обстоятельства, а также другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, защиты прав и законных интересов лиц, участвующих в административном процессе.

Из содержания ст. 4.2. КоАП РБ вытекает, что административная ответственность должна быть справедливой и гуманной, то есть административное взыскание должно назначаться с учетом характера и вредных последствий совершенного административного правонарушения, обстоятельств его совершения, личности физического лица, совершившего административное правонарушение. Физическому лицу, совершившему административное правонарушение, должно быть назначено административное взыскание, необходимое и достаточное для его воспитания.

Исходя из того, что по ст. 6.1. КоАП РБ административное взыскание, налагаемое на физическое лицо, применяется в целях воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений, допускается возможность того, что такая цель может бы быть достигнута путем наложения административного взыскания, не связанного с конфискацией товаров, подлежащих таможенному декларированию.

Как следует из содержания ст. 7.1. КоАП РБ, при наложении административного взыскания на физическое лицо учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения и личность физического лица, совершившего административное правонарушение, степень его вины, характер и размер причиненного им вреда, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.

Таким образом, предполагая альтернативу в выборе вида административного взыскания, законодатель рассчитывал на применение наиболее сурового из них (то есть с конфискацией незадекларированных товаров) к лицам, умышленно совершившим административное правонарушение, давая возможность исправиться гражданам, добросовестно заблуждавшимся относительно количества и (или) стоимости перевозимого товара.

В любом случае, обращение за юридической помощью к адвокату не будет лишней, особенно, если речь идет о действительно стóящих или представляющих для гражданина особую ценность вещах.

 

Адвокат Специализированной юридической консультации Макарчук Ярослав Николаевич

 

 

 

перейти на начало страницы